В Москве сегодня Владимир Путин и Александр Лукашенко разговаривают об укреплении Союзного государства России и Белоруссии. Но не только. Украина. Как известно, Минск — площадка переговоров по Донбассу, где урегулирование пошло бы должным образом, если бы те или иные вопросы президент Зеленский решал с кем следует, а не с кем удобно.
Выражение «братские страны» по отношению к России и Белоруссии отнюдь не метафора. История обеих стран восходит к Древней Руси, а русские и белорусы в древности говорили на одном языке. Но в этой восточнославянской семье есть и еще одна сестра – Украина. И именно об отношениях с Киевом зашла речь на встрече Владимира Путина с Александром Лукашенко. На днях украинский лидер Зеленский предложил российскому президенту провести встречу в Донбассе.
—Вопрос: Позавчера президент Украины Владимир Зеленский предложил Вам встретиться в любой точке Донбасса. Какова будет Ваша реакция и что Вы можете на это ответить?
— В.Путин: Что касается предложения украинского руководства и президента Зеленского, хотел бы сказать следующее. В последнее время, действующее руководство Украины предприняло очень много шагов, разрушающих российско-украинские отношения. Это касается ряда проблем в двусторонних отношениях напрямую. Это касается отношения к Русской православной церкви и попытки ее разрушения по сути. Это касается отношения к русскому языку и к русскоговорящим гражданам Украины и к российским гражданам, проживающим на Украине. Очень много было шагов, направленных на разрушение наших отношений, о чем мы, безусловно, можем только сожалеть. Но если президент Зеленский хочет начать восстановление этих отношений, мы будем это только приветствовать. Возникает вопрос: мы что хотим обсуждать на этой встрече? Если речь идет об обсуждении проблем Донбасса, то тогда в первую очередь руководство Украины должно встречаться с руководителями республик – ЛНР и ДНР, а уже потом обсуждать эти проблемы с представителями третьих стран, которой в данном случае является Россия. Это первое. А второе – если речь идет о развитии двусторонних отношений, то, пожалуйста, мы примем президента Украины в Москве в любое удобное для него время.
— А.Лукашенко: Если они хотят с Донбассом разговаривать, можно и в Донбассе. Пусть встречаются, правильно? Это же их дело.
— В.Путин: Сначала нужно там встречаться.
— А.Лукашенко: Я и говорю – с ними пусть встречается там, в Донбассе.
— В.Путин: С ними встречается. Есть Пушилин, есть Пасечник – два руководителя этих двух республик. Пожалуйста, я думаю, уверен даже, с этого нужно начинать. А потом уже обсуждать эти вопросы с любой третьей стороной, включая Россию.
— А.Лукашенко: Мне кажется, Владимир Владимирович, Зеленскому уже пора научиться конкретно дипломатично себя вести, кроме всего прочего.
Вопрос, касающийся Украины, был задан и Александру Лукашенко. Не так давно украинская делегация внезапно выразила недовольство тем, что переговоры по урегулированию конфликта в Донбассе уже почти семь лет проходят в Минске, и предложила перенести их в другую страну.
— Украина в Трехсторонней группе, скажем так, отказалась от дальнейшей работы на Минской площадке. Хотелось бы узнать Ваше мнение.
— А.Лукашенко: Что касается Трехсторонней контактной группы, которая работала в Белоруссии. Владимир Владимирович, Порошенко, – все, кто присутствовали тогда, обратились ко мне: «Надо организовать». Я взял под козырек. Если сегодня не нравится, пожалуйста, можно выбрать любую другую страну, но надо иметь в виду, что здесь должен быть консенсус тех, кто когда-то предлагал. Если Владимир Владимирович, Зеленский и другие вовлеченные в этот вопрос будут согласны, конечно, группа будет работать в другом месте. Но вообще у нас говорят так: «Баба с возу – коню легче». Поэтому ради бога, мы же особо не переживаем по поводу этих заявлений. Хотя Вы, наверное, пропустили, они заявили, а потом уже опровергли это заявление, и якобы президент отказался даже обсуждать эту проблему. Глупость несусветная. Что тут обсуждать?
— В.Путин: Беларусь просто предоставила нам площадку и вообще не вмешивается в этот процесс.
— А.Лукашенко: Абсолютно.
— В.Путин: Никак. Просто создала условия для работы тем, кто хочет искать пути решения проблемы. А если кто-то не хочет этим заниматься, то тогда, конечно, причины не работать, на мой взгляд, в этой очень важной сфере всегда можно найти. Похоже, что это поиск таких причин уклониться от обсуждения проблемы Донбасса.
— А.Лукашенко: И похоронить Минские соглашения заодно.
— В.Путин: Похоронить окончательно.
Но основная часть встречи была все же посвящена двусторонним отношениям России и Белоруссии. Настолько тесным и многогранным, насколько могут быть связаны страны в рамках союзного государства.
— В.Путин: Отношения у нас развиваются, развиваются успешно. И в прошлый раз мы отмечали с Вами, что, несмотря на пандемию и определенное сокращение товарооборота, все-таки объем очень значительный, почти 30 миллиардов долларов – 29,5 миллиарда долларов общий объем сегодня. Уверен, что все восстановится и в прежнем объеме, все для этого есть. Наши команды продолжают работать над совершенствованием нормативной базы по строительству Союзного государства. Наши граждане пользуются равными правами в социальной области: это и пенсионное обеспечение, социальные вопросы, трудоустройство.
— А.Лукашенко: Мы двигаемся серьезно по союзным программам. Помните, с карт начинали? Очень серьезные программы. Наверное, 26 или 27 программ мы уже согласовали на уровне правительства. Немного осталось – 2–3 очень серьезных программы экономического характера, в том числе и налогообложение. Известная программа, по которой мы в Минске приняли решение. Так что я с Вами согласен.
Говоря об укреплении союзного государства, президент Белоруссии упомянул и о недавнем визите в Минск главы российского правительства, где Михаил Мишустин рассказывал, к примеру, о цифровых решениях для налоговой службы, которыми пользуются в России. И, как дал понять Александр Лукашенко, разработки заинтересовали белорусскую сторону. Кроме того, союзные страны объединяет и общая забота о безопасности наших государств.
— В.Путин: Работа в целом идет неплохо, по всем направлениям команды наши работают весьма эффективно, имею в виду и правительственную команду, и команду по линии Администрации, но теперь, как видим, и по линии специальных служб. У нас и в области ВТС происходит углубление нашей кооперации, и в области безопасности в самом широком смысле этого слова.
Последний пример взаимодействия по линии спецслужб – арест подозреваемых в подготовке покушения на белорусского президента. Задержанные в Москве заговорщики планировали переворот, в ходе которого намеревались физически устранить Александра Лукашенко и его семью. Юрист, имеющий двойное гражданство Белоруссии и США, и политолог, когда-то работавший в администрации главы Белоруссии, обсуждали свои планы прямо за столиком московского ресторана:
— Зянкович: Задача №1 у нас получается – устранить самого главного. Задача №2 – блокировать внутренние войска, блокировать ОМОН. Задача №3 – занять несколько символических объектов в центре города, в том числе радиостанцию, телевидение – для того, чтобы мы могли зачитать обращение. И желательно заблокировать Минск, чтобы не могли подтянуть внешние войска.
— Грубо говоря, основная цель начала всего этого мероприятия, самая первая – физическое устранение?
— Зянкович: Да. Значит, мне еще доложили ребята буквально позавчера – если будет нужно, есть возможность полностью заблокировать всю энергосистему Белоруссии.
У заговорщиков план мятежа получил кодовое название «Операция тишина». Как сообщают в Минске, задержанные уже дают признательные показания. И их арест был бы невозможен без сотрудничества спецслужб Белоруссии и России.
— А.Лукашенко: Мы потихонечку двигаемся. Но есть на злобу дня вопросы, которые надо усиливать просто, в том числе и безопасность, в том числе и оборона в нашем Союзном государстве. Хотя, в общем-то, наверное, пока справляемся. И справимся, лучше я правильно скажу. И линии нарисуем, за которые никто не должен перейти, и достойно ответим тем, кто не понимает, что в этом бешенном мире надо быть более спокойным и жить дружно.
Эти слова Лукашенко отчасти были цитатой из послания президента Федеральному собрания, с которым Владимир Путин выступил вчера. Именно там глава государства говорил и о красной черте в международных отношениях, перейти которую Россия не позволит никому, и о том, что организованный извне государственный переворот – вещь в политике недопустимая. А люди, задержанные за попытку свержения главы Белоруссии, не скрывают, что пользовались поддержкой из-за рубежа.
— В.Путин: Можно иметь любую точку зрения по поводу политики президента Белоруссии Лукашенко Александра Григорьевича. Но практика организации госпереворотов, планов политических убийств, в том числе и высших должностных лиц, – ну это уже слишком, все границы перешли уже. А ведь чего только стоит признание задержанных участников заговора в том, что готовилась блокада Минска, включая городскую инфраструктуру и средства коммуникации, полное отключение всей энергосистемы столицы Белоруссии! Это значит, между прочим, что, по сути, велась подготовка к массированной кибератаке. А как иначе-то? Это так, знаете, просто одним рубильником не сделаешь.
При этом, как отметил президент, подготовки переворота в Минске на Западе не только не осудили, но и сделали вид, что даже его не заметили. И наверняка не думали о том, как потом сложилась бы судьба самой Белоруссии. Точно так же, как никого не заботила судьба Украины перед государственным переворотом в Киеве, с последствиями которого теперь приходится иметь дело соседним странам, объединенным с Украиной общей историей и кровными узами.