США увеличат военный контингент в Германии на 500 человек. До этого немцы были уверены, что Вашингтон как раз наоборот выведет треть своих военных с территории ФРГ. Значительную часть этой группировки ожидали в Польше. Почему американцы передумали и какой сигнал Берлин послал Москве — в материале «Известий».
Увеличить нельзя сократить
Вашингтон увеличит американский контингент в Германии на 500 человек. С таким заявлением по итогам переговоров в Берлине выступил министр обороны США Ллойд Остин. «Это запланированное увеличение персонала, оно подчеркивает нашу приверженность договоренностям с Германией и всем Североатлантическим альянсом», — утверждал глава Пентагона по итогам встречи с главой оборонного ведомства Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Немецкий политик назвала американского коллегу «другом Германии», отметив, что его заявление сигнализирует о «здоровых отношениях» между Берлином и Вашингтоном. В свое время Остин служил в ФРГ и, по его словам, «испытывает личные чувства к этой стране». Глава американского оборонного ведомства стал первым членом новой администрации США, лично прибывшим в Германию.
По словам Остина, дополнительные войска разместят в районе Висбадена уже этой осенью. Сейчас на территории Германии находятся около 34,5 тыс. американских военных. «Эти силы укрепят сдерживание и оборону в Европе. А также значительно улучшат нашу способность мгновенно наращивать возможности для защиты наших союзников», — пояснил он.
В прошлом году президент Дональд Трамп приказал вывести из Германии около 12 тыс. военнослужащих. Предполагалось, что 6,4 тыс. из них вернутся на родину, а еще около 5,6 тыс. будут передислоцированы в Италию и Бельгию. Но в качестве возможного варианта называли и Польшу. «Поляки бы с радостью приветствовали увеличение американского контингента на своей территории, они всё время намекают, что готовы принять у себя больше военных США. Тут большую роль играют не только милитаристские устремления или вопросы безопасности страны, но и создание рабочих мест на территории Польши», — поясняет старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Сергей Кислицын.
Канцлер Германии Ангела Меркель и бывший президент США Дональд Трамп (в центре) во время двусторонней встречи на саммите НАТО в Великобритании, 2019 год
Фото: Global Look Press/ZUMA Press/Planetpix/Shealah Craighead
Планы Трампа вызывали беспокойство в Берлине и критику в самих Соединенных Штатах. Помощник президента США по национальной безопасности Роберт О’Брайен в свою очередь заявлял, что Вашингтон может и передумать. Но для реализации задуманного немецким властям необходимо выполнить ряд условий: выбрать для провайдера услуг 5G не китайскую Huawei, заморозить строительство «Северного потока – 2», а также ускорить реализацию плана по укреплению своей обороны.
По замыслу Трампа сокращение военного контингента должно было стать наказанием Берлину за проявление нерешительности в НАТО и большие надежды на защиту со стороны США. «ФРГ платит России миллиарды долларов за энергию, а США должны защищать ее от РФ. Так не пойдет», — возмущался 45-й американский президент.
Он также не раз ругал Германию за то, что она, по его мнению, тратит недостаточно средств на поддержание коллективной обороны НАТО. В Североатлантическом альянсе необходимо выделять по 2% от ВВП страны. В 2018 ФРГ потратила на оборону 1,2% от ВВП или $49 млрд. Больше нее (по сумме платежа) в Европе на оборону выделили только Франция ($63,8 млрд) и Великобритания (почти $50 млрд). В ноябре 2019 года Аннегрет Крамп-Карренбауэр пообещала к 2024 году нарастить военные расходы до уровня 1,5% от ВВП, а к 2031 году — до 2%. В 2020 году бундестаг, пойдя навстречу Белому дому, выделил 1,42% ВВП на нужды военных. Впрочем, в администрации Трампа этот шаг не заметили. Зато новый глава американского оборонного ведомства, наоборот, усилия ФРГ, направленные на увеличение расходов на оборону, оценил высоко.
Уязвленный суверенитет
Американские войска появились на территории ФРГ в конце 1940-х годов. Вначале небольшая группировка осталась там после оккупации Германии, но затем ее численность стала расти. В 2010 году с территории Европы временно ушли американские танки. Но в последнее время США вновь стали активно наращивать свои силы в Европе. Для Вашингтона нахождение американских войск на территории Германии в большей степени направлено на решение своих геополитических задач, чем на укрепление европейской безопасности, полагает ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин. «К тому же американцы хранят на территории ФРГ и свои ядерные запасы», — отмечает германист. Это дает Соединенным Штатам статус главной военной силы Запада и мировое влияние.
Солдаты европейской армии США около Военно-исторического музея в Дрездене, Германия, 2016 год
Фото: Global Look Press/dpa/Arno Burgi
К наращиванию в Европе американского контингента относятся по-разному. Это решение критикуют как в США, так и в ЕС. Многие немецкие политики уверены, что присутствие американцев необходимо для ощущения евроатлантического единства. К тому же есть и большой экономический интерес. Взять, например, крупнейшую американскую базу Рамштайн, расположенную в ФРГ. На ней постоянно находятся 50 тыс. американцев, 8 тыс. из которых — военные, участвующие в американских операциях за границей. Они приносят германскому региону большие деньги. При этом некоторые оппозиционные немецкие журналисты и политики уверены, что нахождение американских военных довольно унизительно, поскольку ограничивает немецкий суверенитет.
«Поток» раздора
Едва придя к власти в конце января, новый американский лидер Джо Байден решил затормозить исполнение указа своего предшественника о выводе войск из Германии. Заявление Остина об увеличении американского контингента и вовсе стало окончательным отказом от планов Трампа. «Это не столько сигнал России, сколько сигнал НАТО, что США поддерживают альянс в полной мере и, главное, ценят отношения с немецкими партнерами», — уверял министр обороны США.
Перед уходом из Белого дома администрация Трампа старалась максимально испортить отношения США с союзниками, больше всего с Германией. Одним из главных камней преткновения стало строительство газопровода «Северный поток – 2», который особенно выгоден Берлину. В настоящее время построили 95% газопровода, или 2339 из 2460 км.
Американцы выступают категорически против СП-2, опасаясь, что он отрежет их от прибыльных европейских энергетических рынков, а также сделает страны ЕС зависимыми от Москвы. Ллойд Остин лишь подтвердил, что политика Байдена в отношении газопровода не отличается от курса Трампа.
Береговые объекты на территории газораспределительного центра магистрального газопровода «Северный поток – 2» в Германии, 2021 год
Фото: РИА Новости/Дмитрий Лельчук
Начиная с 2017-го президент-республиканец принимал всё новые и новые пакеты мер, которые били в основном по зарубежным компаниям, участвующим в работах по СП-2. К февралю 2021-го из-за угроз со стороны Вашингтона из проекта вышли 18 европейских фирм. В марте уже новые власти США предупредили участников проекта СП-2, что введут дополнительные ограничения, если те продолжат работы.
На встрече с главой Пентагона министр обороны Германии заверила, что ФРГ прислушается к мнению США в вопросе строительства газопровода «Северный поток – 2» и может ввести мораторий на завершение проекта. Это было сказано для того, чтобы сделать приятное Ллойду Остину и в целом администрации Байдена, потому что Берлин даже больше заинтересован в восстановлении партнерства, чем Вашингтон, считает замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай» Дмитрий Суслов. «Но все же пока официальная позиция Берлина заключается в том, что они готовы сотрудничать с США, но «Северный поток» врозь. Фраза Карренбауэр — это не только стремление угодить Остину, это определенный сигнал России, что Германия может заморозить СП-2 в случае масштабной эскалации на Украине», — считает политолог.
По его словам, это не противоречит позиции немецких властей, они всегда заявляли, что их поддержка СП-2 напрямую зависит от стабильности энергопоставок через Украину, а также от общей ситуации вокруг этой страны. «Если будет резкая дестабилизация ситуации, полномасштабная война, то Германия с большой вероятностью заморозит этот проект. Если не произойдет большой войны на Украине, то проект достроят», — уверен эксперт.
«Речь идет о символическом шаге»
Суслов полагает, что Байден сейчас активно пытается улучшить состояние американо-германских отношений. «Он посылает сигналы Берлину. В этой связи администрация Байдена не только остановила вывод войск, но и показательно сделала противоположное. Но речь идет о символическом шаге, призванном подчеркнуть изменение тональности отношений Вашингтона и Берлина. Проблемы остались, но тональность изменилась», — отметил замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ в беседе с «Известиями».
Президент США Джо Байден во время выступления на виртуальной Мюнхенской конференции по безопасности, 2021 год
Фото: Global Look Press/Xinhua/MSC/Marc Mueller
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Сергей Кислицын также считает, что решение Вашингтона увеличить американский контингент на 500 человек — не более чем красивый шаг. «Вопрос в качественном составе этого контингента. Администрация Байдена пытается сказать союзникам, что США вернулись, они вновь уделяют большое внимание своему ответственному поведению в рамках трансатлантической безопасности, — отметил американист в разговоре с «Известиями». — Но другие позиции администрации Байдена, например, по «Северному потоку», не сильно отличаются от того, что делал Трамп. И торговые пошлины они снимать не торопятся. Пока администрация Байдена не стремится давать зеленый свет Европейскому союзу».