Турция уже не первый год использует сирийских боевиков для решения внешнеполитических задач, не прибегая к использованию национальных вооруженных сил.
Подробности военкорам «Русской Весны» рассказал военный источник из САР.
В турецких операциях «Оливковая ветвь» в 2018 году и «Источник мира» в 2019 году против курдов на севере Сирии основу войск составляли представители военной сирийской оппозиции. Большинство из них — это боевики, которые сражались за ИГИЛ*, и джихадистские группировки, связанные с «Аль-Каидой»*.
В начале 2020 года Турция использовала наемников из Сирии для военной помощи Правительству национального согласия (ПНС) в Ливии. По различным оценкам, численность сирийских наемников в Ливии могла составлять от 3000 до 6000 человек.
В конце 2020 года Анкара поддержала Азербайджан в конфликте вокруг Карабаха, отправив туда сирийских наемников, вооруженных турецким оружием. А сейчас поступает информация о задействовании протурецких боевиков из Сирии для наступления на ЛНР и ДНР на Украине.
Однако, отправляя боевиков по всему миру, Турция столкнулась с проблемой защиты своих интересов в самой Сирии. Сейчас в сирийской провинции Идлиб на территории, подконтрольной протурецким бандформированиям, практически не осталось боеготовых отрядов, способных противостоять радикальным террористам «Хайят Тахрир-аш-Шам»*.
Президенту Эрдогану, который согласно Меморандуму с Россией взял обязательства разъединить в Идлибе радикалов и умеренных боевиков, не оставалось ничего другого, как попытаться легализовать террористические организации и представить их миру как сирийских оппозиционеров.
Сейчас, несмотря на ежедневные боестолкновения между протурецкими боевиками и радикалами, Эрдоган начал серьезную подготовку перехода части экстремистов под знамена протурецкой Сирийской национальной армии.
Появилась достоверная информация о переговорах между полевыми командирами протурецких бандформирований и главарями экстремистов при посредничестве Турции. В частности, 16 апреля в населенном пункте Ибизму в 30 км от Идлиба прошла встреча с террористами из «Хуррас ад-Дин», на которой была договоренность о прекращении боевых действий в мае и переходе боевых отрядов в состав 5-й бригады. Такая же работа ведется и с Исламской партией Туркестана.
Учитывая, что под знаменами протурецкой Сирийской национальной армии уже воюют такие террористические группировки, как «Ахрар аш-Шам» и «Бригады Нур аль-Дин аль-Зинки», то переход еще двух группировок лишь вопрос времени.
В ближайшее время стоит ждать информационную кампанию Турции, направленную на легализацию идлибских радикалов в глазах мирового сообщества.
* Запрещенная в РФ террористическая организация.