Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) лишила Сирию права голоса. Принятое по инициативе Франции беспрецедентное решение можно считать выдвижением обвинения в адрес сирийских властей в применении ими химоружия против собственного населения. Аргументы Дамаска и поддерживающей его Москвы услышаны не были. Резолюция ОЗХО перечеркнула единственный пример положительного сотрудничества РФ и США по Сирии и отбросила ситуацию на семь лет назад, когда Дамаск столкнулся с угрозой военного вмешательства Запада в свои дела. Сирийский прецедент может быть использован и в отношении России.
В среду впервые в своей истории ОЗХО приняла решение об ограничении прав и привилегий одного из членов организации. Во вторник 87 государств из 136, принимавших участие в голосовании, сказали «да» санкциям в отношении Дамаска. Россия и еще 14 стран высказались против документа, который лишает Сирию права участвовать в работе Конференции государств—участников ОЗХО и других структур организации. 34 страны при голосовании воздержались. В тексте резолюции, принятой по инициативе Франции, утверждается, что Сирия не раскрыла информацию о всем своем химическом оружии и не уничтожила его после присоединения к ОЗХО в 2013 году.
Соответственно, все ограничения в отношении Дамаска будут действовать до тех пор, пока Дамаск не выполнит требования организации.
Напомним, что присоединение Сирии к ОЗХО произошло по инициативе России, и это спасло Дамаск от военного вторжения Запада по ливийскому образцу. Первые сообщения в СМИ об использовании в сирийском конфликте отравляющих веществ появились в декабре 2012 года. Власти Сирии и оппозиция возлагали ответственность за эту атаку друг на друга. Аналогичная история повторялась и в дальнейшем. После того как в марте 2013 года в Алеппо в результате применения химоружия скончались 25 человек, тогдашний генсек ООН Пан Ги Мун по запросу Дамаска отправил в Сирию специальную комиссию по расследованию. Она приступила к работе 19 августа, а спустя два дня в СМИ появилась информация о применении зарина в Восточной Гуте в пригороде Дамаска. Сообщалось о гибели сотен человек. Вашингтон обвинил в инциденте официальный Дамаск. 1 сентября тогдашний президент США Барак Обама представил проект резолюции, санкционирующей военную операцию против Сирии. На этом фоне России удалось уговорить сирийские власти присоединиться к Конвенции об уничтожении химоружия. США одобрили этот план. Фактически это стало единственным позитивным опытом сотрудничества Москвы и Вашингтона по Сирии. К 4 января 2016 года ОЗХО заявила о полном уничтожении химоружия в Сирии. По результатам этой работы ОЗХО получила Нобелевскую премию мира, однако сообщения о химатаках в Сирии не прекратились, что привело фактически к расколу в организации. Москва отказалась финансировать деятельность расследовательского механизма ОЗХО по Сирии, сочтя его действия предвзятыми и непрофессиональными. Сомнения в результатах разных расследований выражали и ряд западных экспертов, в том числе сотрудники организации, однако их аргументы не были приняты к сведению.
Поводом для принятого в среду решения ОЗХО стали два доклада Группы по расследованию и идентификации, созданной для расследования фактов применения химоружия в Сирии. В документе от 8 апреля 2020 года речь идет об инцидентах, имевших место в населенном пункте Эль-Латамна 24, 25 и 30 марта 2017 года. Утверждается, что на Эль-Латамну были сброшены авиабомбы с зарином и баллон с хлором, в результате чего пострадали свыше ста человек. Группа по расследованию пришла к выводу, что в инцидентах виноваты «лица, принадлежащие сирийским военно-воздушным силам», которые действовали на основании приказов высшего руководства страны. К аналогичным выводам группа приходит и в докладе этого года от 12 апреля. В нем содержится отчет об инциденте в Саракибе 4 февраля 2018 года, когда, согласно выводам экспертов ОЗХО, на город был сброшен баллон с хлором. В результате пострадали 12 человек. И год назад, и сейчас Дамаск отверг выводы группы по расследованию, как и другие аналогичные обвинения. Например, на прошлой неделе заместитель постпреда США при ООН Ричард Миллс заявил, что «режим (президента Сирии Башара.— “Ъ”) Асада применял химическое оружие против собственного народа по меньшей мере 50 раз с начала конфликта».
«Говоря о применении химоружия в Сирии, следует помнить, что американские эксперты в 2013–2014 годах лично провели инспекции на территории республики. Они же занимались уничтожением оружия»,— напомнил в беседе с “Ъ” российский эксперт по вопросам химического разоружения Сергей Васильев.
При этом он уточнил, что в данном случае речь идет о применении не химоружия, а неких веществ, которые наносят вред населению. «Если бы химоружие реальное было применено, то свидетельские показания брать уже было бы не у кого. Кроме того, химоружие может храниться только на специально оборудованных складах. В каждой стране, кроме неприсоединившихся и не ратифицировавших Конвенцию о запрещении химоружия, оно давно посчитано и зарегистрировано неоднократным посещением этих стран инспекторскими группами ОЗХО. Сирия не исключение»,— подчеркнул он. Эксперт также отметил, что хлор не относится к оружию массового поражения. «Химических боеприпасов, в которых хлор является действующим компонентом, не существует. Что касается зарина, то, если он реально обнаружен, нужно рассматривать фактологический материал его индикации, лабораторные пробы поверхностей и сред, биоматериал пораженных людей, показания штатных средств индикации, калибр, маркировку и на этой основе проводить идентификацию принадлежности боеприпаса. Эти данные должны быть представлены на суд экспертов. При этом подчеркну, что Сирия своих боеприпасов не производит»,— сказал Сергей Васильев.
В Москве считают инциденты с применением химоружия или инсценировкой, или провокацией террористов, чтобы добиться от Запада свержения сирийского режима. «Ослабить сирийские власти на земле они не смогли, поэтому стараются дискредитировать их иезуитскими методами. Открытость Сирии к сотрудничеству с секретариатом игнорируется, нагнетается напряженность. Сирийское химдосье хотят и дальше использовать в качестве рычага воздействия на Дамаск»,— считает постпред РФ при ОЗХО Александр Шульгин. Сразу после голосования по Сирии он добавил: «Сегодня у нас черный день в истории ОЗХО, нам стыдно за то, что произошло в этом зале».
По словам дипломата, принятое решение о поражении Сирии в правах — «воплощение того, как некоторые государства пытаются возомнить себя судьями, призванными определять, кто и насколько правильно ведет себя на международной арене».
«Очень жаль, что ОЗХО превратилась из технического органа в политический инструмент, устраивающий судилище над государством-участником»,— отметил он.
Российские дипломаты подчеркивают, что ОЗХО стала инструментом для манипуляций. Тем более что уже звучат призывы ограничить в правах в ОЗХО не только Сирию, но и Россию на основании обвинений в отравлении Алексея Навального. «Если Москва и Дамаск не будут соблюдать подписанные ими международные правила по химическому оружию, государствам следует приостановить их право голоса в ОЗХО. ОЗХО без Сирии и России — это может быть даже хорошо»,— говорится в статье в Foreign Policy за подписью сотрудников американского Фонда защиты демократии. Москва, как и в сирийском случае, утверждает, что ОЗХО не провела расследования должным образом. «Если в отношении России примут резолюцию, аналогичную сирийской, то она, скорее всего, просто выйдет из ОЗХО. Это будет ударом для всей системы контроля за вооружением, а не только режима нераспространения химоружия»,— сказала “Ъ” старший внештатный исследователь американского Центра исследований в области нераспространения им. Джеймса Мартина Ханна Нотте.