24 декабря 2020 года руководитель ПЦУ Епифаний Думенко заявил, что его структура будет добиваться передачи в свое распоряжение Почаевской и Киево-Печерской лавр.
По словам главы ПЦУ, «от государства зависит: передать их Православной церкви Украины или не передать». При этом Думенко уверяет, что ПЦУ не хочет «разжигания вражды и противостояния на религиозной почве», а «только справедливости и мира».
Во-первых, слышать от человека, чья религиозная структура отобрала при помощи физического насилия больше 120 храмов канонической Церкви, слова о том, что он не хочет вражды – не только странно, но и абсурдно. Это так же, как от волка слышать, что он не хочет враждовать с ягненком, а только съесть.
Во-вторых, делая такие заявления, Думенко прекрасно понимает, что ни к чему хорошему они не приведут. Попытки отобрать монастыри у канонической Церкви однозначно вызовут именно то самое «разжигание вражды и противостояния на религиозной почве», которого ПЦУ якобы хочет избежать. Более того, даже слова об этом – ни что иное, как провокация, направленная на разжигание межрелигиозного противостояния.
В-третьих, говорит он об этом не впервые, и говорит не только он. Несколько лет назад подобные мысли высказывал и глава УПЦ КП Филарет Денисенко. Кроме того, эти мысли с удивительным упорством озвучиваются праворадикалами и различными «патриотами», а в 90-х и в 2014 году даже предпринимались попытки реализовать их.
С другой стороны, Сергей Петрович Думенко, рассуждая о «мирном» захвате Почаевской и Киево-Печерской лавр, молчит об одном очень существенном аспекте – кто будет населять эти два огромных монастыря в случае, если они «мирным» путем отойдут к ПЦУ? Другими словами, достаточно ли у думенковской структуры человеческих ресурсов для того, чтобы монастыри остались монастырями, а не были превращены в неизвестно что? Давайте попробуем ответить на эти два вопроса.
Сколько «монахов» в ПЦУ?
15 декабря 2020 года Сергей (Епифаний) Думенко, выступая на «архиерейском соборе» ПЦУ, заявил, что его структура – самая крупная религиозная организация Украины. Всю ложь этого заявления мы подробно разбирали в одной из статей, а буквально несколько дней назад подтверждение нашей правоты и лживости Думенко пришло из Минкульта.
Согласно данным Министерства культуры Украины, опубликованным в ответ на запрос журналистов «Радио Свободы», в УПЦ почти в два раза больше приходов, чем у ПЦУ. И если Думенко назвал только приблизительное количество общин своей струк уры, то Минкульт озвучил вполне конкретные цифры.
Вместе с тем в своем отчете за 2020 год руководитель ПЦУ, говоря о приблизительных цифрах приходов, священников и монастырей (!), молчит о количестве монашествующих своей религиозной организации. И делает это не впервые – в 2019 году он точно так же ни словом не обмолвился о том, сколько же монахов насчитывала ПЦУ в 2019 году. Почему?
Дело в том, что монахов ПЦУ, в отличие от «приходов», намного легче посчитать.
Ведь, по большому счету, приход можно зарегистрировать на бумаге (для этого нужно собрать 10 подписей), но в действительности его может и не существовать. А вот с «монахами» сделать то же самое сложнее. Особенно, когда их несколько десятков. И если Епифаний о своих «монахах» молчит, то у того же Минкульта есть конкретные цифры .
В начале 2019 года, то есть на момент объединения УАПЦ и УПЦ КП в ПЦУ, Министерство культуры Украины опубликовало данные о количестве «монашествующих» в обеих этих структурах.
На тот момент в УПЦ КП насчитывалось 63 «монастыря». В них числилось 230 «монахов». В среднем 3,65 «монаха» на «монастырь». Однако, как заметили в сети, усреднять количество «насельников» раскольнических «обителей» нельзя, потому что в некоторых из них не жил никто.
На начало 2019 года в УПЦ КП насчитывалось 63 «монастыря», в них числилось 230 «монахов». В среднем 3,65 «монаха» на «монастырь». В УАПЦ – 18 «монахов» на 14 «монастырей» по всей стране. В среднем, 1,28 «монаха» на «монастырь».
Например, в Черновицкой области на 4 «монастыря» УПЦ КП насчитывалось 3 «монаха». В Тернопольской области – 5 «монахов» на 6 «монастырей»… И это неудивительно. Потому что если учесть, что большая часть «братии» проживала в киевских Михайловском Златоверхом и Выдубицком монастырях, то на регионы останутся единицы.
Похожая картина наблюдалась в УАПЦ. Так, на всю эту структуру к 2019 году насчитывалось 18 «монахов» на 14 «монастырей» по всей стране. В среднем, 1,28 «монаха» на «монастырь». При этом, как и в случае с УПЦ КП, в некоторых «обителях» не было «монашествующих» вообще. Например, в Тернопольской области на 5 «монастырей» 5 «монахов», а в Винницкой – на 1 «монастырь» 0 «монахов»..
Итого, в момент слияния УПЦ КП и УАПЦ в ПЦУ в новой структуре должен был быть 81 монастырь (Думенко сообщил – «около 80») и 248 «монахов» (об этом Думенко умолчал). Средняя населенность «обителей» ПЦУ – 3,1 «монах». К тому же мы должны учесть, что часть клира Думенко потихоньку мигрирует обратно к Филарету, потому приведенная цифра в 248 «монахов» может даже оказаться завышенной.
В то же время, даже если не считать последние постриги в монашество, которые были совершены в период с 15 декабря 2020 года по 4 января 2021 года (момент написания статьи) в канонической Украинской Православной Церкви на 255 обителей насчитывается 4548 монашествующих.
Отсюда становится понятным молчание о «монахах» в докладах Епифания – озвучивать цифру в 248 «монахов» ПЦУ на фоне 4548 в УПЦ как-то позорно, что ли.
Средняя населенность «обителей» ПЦУ – 3,1 «монах».
Что происходит в «обителях» ПЦУ?
Самое интересное, что при этом Епифаний не стесняется говорить о том, что в УПЦ нужно забрать Киево-Печерскую и Почаевскую лавры, в которых монахов в разы больше, чем во всей ПЦУ вместе взятой. Понятно, что населить «монахами» эти два огромные монастыря думенковская организация просто не сможет. Что же тогда произойдет с лаврами, если они все-таки «мирно» отойдут к ПЦУ?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, давайте на трех примерах посмотрим на то, что происходит в некоторых «монастырях» структуры Думенко.
Пример №1: Феодосиевский монастырь.
О том, какова «духовная жизнь» в обителях ПЦУ, лучше всего можно понять на примере Феодосиевского монастыря, находящегося прямо через дорогу от Киево-Печерской лавры.. Эта обитель перешла в пользование УПЦ КП в 1992 году. До восстановления Свято-Михайловского Златоверхого мужского монастыря здесь находились руководящие органы УПЦ КП. После «объединительного Собора» 15 декабря 2018 года монастырь вошел в состав ПЦУ, а с 20 июня 2019 года находится в непосредственном подчинении Епифания Думенко. То есть Феодосиевский монастырь – это далеко не последняя и не захолустная обитель. Что же происходит за стенами этого монастыря? Об этом пишут сами верующие ПЦУ. Им слово.
«Молодой и амбициозный постриженик Михайловского монастыря архимандрит Макарий наместником стал недавно – в 2013 году. С тех пор он взял курс на установление в обители своей личной, никем не ограниченной власти и превратил его, по сути, на собственный приход, с которого кормится сам "и весь дом его". В гостиничном корпусе монастыря, где есть не менее 30 комнат, которые могли бы принимать паломников со всех концов света, систематически "нет мест". Зато там живет большое количество никому неизвестных гражданских лиц и семей с маленькими детьми, которых местные монахи идентифицируют как односельчан наместника Макария из села Луков Львовской области. Таких там гораздо больше, чем мужчин в клобуках.
Братия не присутствует на службах, утреннее правило исполняет один чтец и один служащий священник, вечернего нет совсем. В монастыре в настоящее время проживает лишь шесть монахов, двое из которых пожилые и не служат даже раз в неделю.
Верующие ПЦУ о Феодосиевском монастыре ПЦУ
Братия не присутствует на службах, утреннее правило исполняет один чтец и один служащий священник, вечернего нет совсем. В монастыре в настоящее время проживает лишь шесть монахов, двое из которых пожилые и не служат даже раз в неделю. Череду (ежедневное “богослужение” – Ред.) проводят шесть мирских священников и диаконов вместе с двумя иеромонахами. Также в монастыре нет общих трапез, где бы присутствовала вся братия во главе с наместником и читались бы жития святых или псалмы. Глава обители ест отдельно в своей трехкомнатной келье совместно с родственниками и друзьями.
Духовная опека братии также не производится. В монастыре отсутствует духовник, так что не происходит регулярных исповедей и бесед...
Последний монашеский постриг состоялся здесь 5 лет назад. Новые послушники не приходят, за исключением семинаристов из Киевской духовной академии для пения и чтения, но никто из них надолго оставаться не хочет. Следовательно, не происходит воспитания нового поколения в духе молитвы и труда. Все бытовые хлопоты обеспечивают нанятые работники, в том числе женщины, которые вообще не должны находиться в келейном корпусе.
Недостачи денег обитель, надо полагать, не испытывает – на ее территории расположено помещение, которое постоянно арендуют различные политические партии, а за это они должны приносить немалые суммы. Также время от времени пустые, не занятые монахами, паломниками и родственниками наместника комнаты сдают под офисы. Отдельные спонсоры оплатили восстановление высокой колокольни, которая когда-то была подорвана большевиками. Только вот для кого звонят ее колокола?».
Согласитесь, что картина духовного упадка одного из центральных монастырей ПЦУ не только неутешительная, но и довольно показательная. При этом сами прихожане Феодосиевского монастыря в пример того, как должна выглядеть должная монастырская жизнь, приводят Киево-Печерскую лавру. Она, по их словам, – настоящий монастырь, резко контрастирующий с Феодосиевским.
Именно поэтому, говорят верующие ПЦУ, «большинство людей проходят Феодосиевский монастырь, быстро направляясь в Лавру – в пещеры, к святыням и известным на всю Украину старцам».
Пример №2: Выдубицкий монастырь.
Еще одна киевская обитель, принадлежащая ПЦУ, – это Выдубицкий монастырь. Основан он был еще в XI столетии. В 1990 году в обители возобновились богослужения. Через два года верующие канонической Украинской Православной Церкви были изгнаны из монастыря, которым завладела УПЦ КП. Большая часть верующих (например, весь клирос вместе с регентом Дмитрием Болгарским) осталась верной УПЦ и перешла в Ионинский монастырь или Киево-Печерскую лавру. С 1997 года в Выдубицком монастыре УПЦ КП возобновила «монашескую жизнь». В 2008 году наместником обители стал Епифаний Думенко. Занимал он эту должность вплоть до 2018 года – когда возглавил ПЦУ. Что же происходило и происходит за стенами Выдубицкого монастыря?
Ситуация с монашеством в украинской Церкви, мягко говоря, неутешительная – на всю Украину есть только несколько монастырей с несколькими монахами в каждом, и те нередко пришли туда просто от безысходности, из-за сложной ситуации в жизни, после развода или с архиерейскими амбициями. То есть очень мало тех, кто с юности выбрал ангельский образ своим призванием.
Прихожане ПЦУ о «монашестве» в ПЦУ
Еще в 2015 году (то есть, когда обителью руководил Думенко) в сети начали появляться публикации, согласно которым на территории Выдубицкого монастыря действовали довольно странные, как для Православия, организации. Одна из них – «Йога мира».
Заходим на сайт этой организации и видим, что ее прописка не поменялась: «Йога мира. Мы находимся в самом сердце древнего Киева, в Выдубицком монастыре, рядом с ботаническим садом». Что же, помимо занятий йогой в “уютных залах”, предлагает руководство этой организации? Читаем: «Ци-гун, медитации, эзотерические путешествия, эзотерическая литература и многое-многое другое!».
Что имеется ввиду под «многое-многое другое» после «эзотерических путешествий», трудно себе представить. Но точно ничего общего с монашеством и монашеской жизнью.
Пример №3: Монастырь в честь апостолов Петра и Павла.
В 2019 году стало известно, что Тернопольская епархия ПЦУ замешана в скандале, связанном с продажей Червоногородского замка и монастыря в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Сам монастырь хотя и числится в собственности ПЦУ (а до этого – УАПЦ), пустовал. Возможно, из этих соображений, а может, и по другой причине руководство Тернопольской епархии УАПЦ решило его продать, а руководство Тернопольской епархии уже ПЦУ – не пожелало хоть как-то изменить ситуацию.
По словам руководителя «Фонда памяти митрополита Мефодия» (Кудрякова, бывшего главы УАПЦ – Ред.) Натальи Шевчук при продаже этой недвижимости было выручено «немного меньше полумиллиона гривен». Однако, «ни копейки на счет епархии засчитано не было».
Церковное имущество «иерархи» продали по нехитрой схеме. «Епархия» вступила в общество с ограниченной ответственностью с имуществом, а бизнесмены – с деньгами. После этого «епархия» вышла из основателей общества. Уже без замка с монастырем.
В данный момент историей с продажей недвижимости занялись в Государственном бюро расследований, где в начале декабря зарегистрировали уголовное производство.
На место участвовавшего в продаже монастыря «архиепископа», тогда еще УАПЦ, Мстислава Гука пришел «владыка» Тихон Петранок, который заявил, что в кассе «епархии» денег не было: «Я не знаю, ноль. Я пришел к епархии, то у нас в кассе был ноль».
В конечном итоге, Тернопольская «епархия» ПЦУ, которая потеряла в сделке имущество, признавать себя потерпевшей стороной отказалась.
Выводы
Известно, что наличие либо отсутствие монахов – это индикатор духовной жизни Церкви. Ведь, во-первых, именно благодаря монашеской молитве еще стоит наш мир, погрязший в грехах. Во-вторых, монахи подают пример духовной жизни мирянам. В-третьих, именно представители монашества становятся епископами. Ну а в-четвертых, если в Церкви нет (или очень мало людей), готовых целиком и полностью посвятить свою жизнь Богу в ангельском чине, то это говорит не столько о кризисе монашеского призвания, сколько о кризисе такой Церкви.
В этом смысле ПЦУ с 240 монахами – это духовная яма. «Монахов» там так мало, что ее руководителю даже стыдно упоминать их число. При этом он заявляет, что готов отобрать Киево-Печерскую и Почаевскую лавры у Украинской Православной Церкви. Что произойдет в этом случае с двумя крупнейшими монастырями нашей Церкви, можно догадаться на примере тех обителей, которые сейчас принадлежат ПЦУ. Ни монашеской жизни, ни духовного окормления они предложить не могут. Аренда под офисы политических партий или эзотерических и чуждых христианству организаций, сдача в наем – это все, чем они сегодня живут. Если же эти обители нельзя будет использовать для получения долгосрочной прибыли – их могут просто продать.
Всю убогость «монашеской жизни» в думенковской структуре понимаем не только мы, но и сторонники ПЦУ. Те же прихожане Феодосиевского монастыря отмечают: «Ситуация с монашеством в украинской Церкви, мягко говоря, неутешительная – на всю Украину есть только несколько монастырей с несколькими монахами в каждом, и те нередко пришли туда просто от безысходности, из-за сложной ситуации в жизни, после развода или с архиерейскими амбициями. То есть очень мало тех, кто с юности выбрал ангельский образ своим призванием».
И это действительно так. Потому что не может быть «ангельского образа» у «церкви», которая строится не на Христе и Любви, а на политическом угодничестве и насилии.