Я родилась в Харькове, закончила там техникум зелёного строительства. Приехала в Донецк на практику, да так и осталась, вышла замуж… Работаю здесь с 1965 года. На момент начала боевых действий в Донецке я проработала тут без малого 50 лет. Я сама – украинка, об этом чёрным по белому написано в моём свидетельстве о рождении. Мама у меня – россиянка, из Белгородской области, папа – украинец. Муж у меня – россиянин, но имеет корни в Винницкой области. И мы никогда не задумывались, кто какой национальности…
Бои в Донецке, как известно, начались 26 мая 2014 года. А 30 мая, в канун Дня защиты детей, мы должны были сдать в эксплуатацию объект – Парк Победы в Калининском районе. Это уже была вторая очередь работ – ранее мы в том районе сдали территорию непосредственно возле местного Дворца пионеров. А вторую часть, ниже, – спортивные комплексы, газоны, цветы, кустарники, деревья – мы заканчивали как раз к 30 мая.
В тот самый первый день боевых действий в Донецке мы находились на объекте – что называется, наносили последние штрихи. Дорожники выкладывали плитку, работники «Горсвета» налаживали освещение парка. На объекте находилась масса людей, каждый делал свое дело. И вдруг у нас над головой начали кружить военные самолёты… Это было очень страшно.
С началом полномасштабных боевых действий наш коллектив, конечно, уменьшился – люди частично уехали. А кто не уехал… Раз ты остался в городе, значит, ты на работе, и выполнять её – твой прямой долг. Хотя нам было очень страшно. Снаряд ведь не предупреждает, когда летит, а наша работа – всё время на воздухе, под открытым небом.
Кто-то думал: «А, уеду на пару недель, вернусь – и всё закончится». Приезжаешь – а оно ещё хуже… И крутится вопрос: «За что над нами так издеваются?». Я до сих пор не знаю на него ответа…
Но мы продолжали выполнять свою работу. Цветы сажали-поливали; газоны косили; живую изгородь по бульвару Шевченко стригли. И цветы стригли, потому что, если они приобретают неряшливый вид, то, считай, цветника как такового нет.
Когда на бульваре Шевченко взорвали автомобиль, мы только недавно оттуда ушли. Это было минут 15 пятого, а мы до без десяти четыре были там… До сих пор не укладывается в голове весь этот ужас.
Помню, мы находились в сквере Октябрьский, возле бывшего облисполкома. Слышим – свист, да так близко, что гудит земля. А мы не понимаем, откуда летит и куда прятаться. Ложиться под стену здания? Бежать в близлежащие дворы? Мы были абсолютно «необстрелянные», не знали, куда деваться, как себя вести… Но мы выходили на работу.
Очень много горожан к нашим сотрудникам подходили, благодарили… Один человек сказал: «Благодаря вам хочется находиться в этом городе». А как-то подошла одна иностранка, сказала, что из Франции. И на ломаном русском сказала: «Какие же вы молодцы!».
14 февраля 2015 года, в День влюблённых, на территории сквера возле городской администрации проходил фестиваль кузнечного мастерства. День, последний перед Минским перемирием. В этот день – все дончане помнят – обстреляли самый центр города, бульвар Пушкина, драмтеатр… Помню – кааак загудело!.. На бульваре Пушкина, возле больницы, осколками были сбиты три берёзы, липа, повреждены бордюры, скамья, газон… Осталась воронка, наверное, метра на полтора. Такая обида была – и в тот раз, да и вообще – при каждом обстреле. А что ещё можно чувствовать, когда своими руками создаешь эту красоту, а её уничтожают непонятно во имя чего?
Помню, как бомбили Донецкую станцию переливания крови, там в результате погиб человек, были раненые… Мы в тот момент были как раз возле городской администрации – совсем рядом, только улицей выше. От взрыва в небо взлетело вороньё, такой гам поднялся! Мы с бригадиром спрятались за тополь, он широкий такой. Не знали, откуда будет лететь… Кричим рабочим: «Быстренько все бегите в горадминистрацию, там хоть стены!». Они переждали в фойе, потом опять вышли…
Активные боевые действия в Донецке завершились в конце зимы 2015 года. С приходом весны в нашем ведомстве встал вопрос о сезонном озеленении города. Нужного количества растений – на довоенном уровне – в наших оранжереях не было. Потому что посадочный материал в большой степени мы получали с Украины или из-за рубежа. Специфика нашей работы такова: с января оранжерея начинает посев. Наша оранжерея – «Цветы Донецка» – находится в парке Щербакова. Потом эти маленькие росточки буквально пинцетом поштучно высаживают по горшочкам, и дальше – в грунт. Это происходит уже в апреле.
В условиях нехватки посадочного материала приходилось работать с тем, что есть. В 2015 году у нас в распоряжении находилась лишь пятая часть довоенного объёма. И розы, вопреки донецкой традиции, мы в 2015-м не высаживали, посадили только в 2016 году. До войны мы брали розы в Артёмовске – там очень хороший питомник.
Сейчас же у нас такой возможности нет… Но мы стараемся даже в нынешних условиях так украсить цветами город, чтобы наши жители не ощутили этой нехватки. Чтобы им хотелось пойти в кафе, погулять по бульвару, помечтать, полюбоваться красотой. Знаете, так приятно весной видеть, как люди идут и радуются – что высажены цветы, что Донецк снова расцвёл после зимы…
Зимой 2015 года у нас пропало очень много хвойных растений – туи, можжевельник. По нашим предположениям, это – последствия обстрелов, поскольку у погибших деревьев был как бы ожог с одной стороны. Зиму вроде бы они простояли, а с началом весны стали мёртвыми. Очень много туй пропало на бульваре Пушкина и возле кондитерской фабрики «Конти». И лиственные деревья тоже той весной распустились далеко не все…
Знаете, в городе стало намного чище. И, я думаю, не потому, что часть жителей уехала. Просто дончане стали больше ценить чистоту и красоту. Стали бережливее, внимательнее…
И что поразительно: во время того обстрела на бульваре Пушкина осколком снаряда было сбито дерево, но корень уцелел – и там пошли росточки! Мы их оставили, и за это время они уже заметно подросли. Для нас это – своего рода символ победы добра над злом и предвестник долгожданного мира…
Стилистика и пунктуация автора сохранена
Мария Р. прораб КП «Зеленстрой» Ворошиловского района г. Донецка
В проекте «Как я встретил начало войны» каждый житель Донбасса может рассказать, как именно изменила война его жизнь, что произошло в его судьбе с началом боевых действий в Донбассе. Необходимо, чтобы весь мир узнал о тех тревожных днях 2014 года, когда началась гражданская война.
Вы можете отправить свою историю нам на почту: pismo@donbasstoday.ru