Азаров рассказал о всех причинах, приведших к ситуации 21 ноября 2013 г.

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2020-11-19 11:43


Антимайдан Украина

Настало время рассказать о всех причинах, приведших к ситуации 21 ноября 2013 г.

После тяжелейшего экономического кризиса 2008-2009 гг. (главные виновники в таких последствиях для Украины – Ющенко, Тимошенко, Яценюк, т.к., например, Польша благополучно прошла через этот кризис), а напомню: ВВП страны упал на 16,5%, гривна девальвировалась почти в 2 раза с 4,5 грн. до 8 грн. за $1, реальные доходы населения упали более чем в 2 раза, многие банки обанкротились, Украина с громадным трудом выкарабкивалась из него.

Я поставил перед собой задачи:
– в короткий срок, но без разгона инфляции восстановить реальный уровень доходов населения, а для этого значительно увеличить объемы экспорта и внутреннего производства продуктов питания и товаров народного потребления;
– обновить инфраструктуру. В качестве повода можно было воспользоваться проведением Чемпионата Европы по футболу в 2012 г.;
– подготовить страну к проведению коренной модернизации промышленности, сельского хозяйства и постепенного перехода к постиндустриальной экономике.

Для этого нам было крайне необходимо расчистить завалы и преграды, сооруженные прежней «оранжевой» властью, для расширения сотрудничества и торговли в рамках СНГ (Содружества независимых государств) и, конечно, прежде всего с Россией, пересмотреть газовый контракт Тимошенко, обескровливающий финансы страны, и наладить полноценное сотрудничество со странами Европейского Союза для привлечения к целям модернизации страны западных технологий и инвестиций.

Как особую задачу мы поставили перед собой: развитие отношений с Китаем.

С громадным трудом нам удалось добиться осенью 2011 г. подписания «Соглашения о создании зоны свободной торговли в рамках Содружества независимых государств». Прекрасно помню споры и сомнения наших партнеров, обусловленные их опасениями нашими переговорами с ЕС о создании зоны свободной торговли с ЕС.

Надо особенно отметить, что без поддержки Путина, сегодняшнего Президента Узбекистана (а тогдашнего премьер-министра) Мирзиёева, Масимова – премьера Казахстана, которые поддержали мое предложение о немедленном подписании «Соглашения о зоне свободной торговли», этот документ, который рассматривался в течение 20 лет (вдумайтесь, как трудно было найти этот компромисс, и какая высокая конкуренция была на этом рынке!), опять был бы отложен из-за споров и сомнений.

Правда, нам пришлось согласиться на «оговорку» в тексте документа о том, «что если после вступления в силу Соглашения в рамках СНГ участник Соглашения заключит договор о зоне свободной торговли с любой третьей стороной, и это будет создавать экономический ущерб участникам СНГ, то для этого участника режим свободной торговли может быть приостановлен».
Это был разумный компромисс, ибо режим торговли не должен наносить ущерб экономическим интересам любого участника. Поясню, о каком ущербе идет речь.

Отмена таможенных пошлин и сборов – это не только потеря доходов бюджета страны, но еще и прямая конкуренция на рынке этой страны импортных товаров с товарами отечественного производства.

Поэтому через территорию Украины товары из ЕС могли бы поступать на рынки СНГ без всяких таможенных ограничений. Но ведь у стран СНГ с ЕС нет «Соглашения о свободной торговле», и эти страны значительно более конкурентоспособны. Именно это и было предметом опасений.

Так вот, смотрите, что нам удалось достичь. Если в 2009 г. экспорт Украины в Россию составлял всего около $12 млрд. в год, то уже в 2011 г. он вырос более чем в 2 раза и достиг $26 млрд. Точно так же активно мы работали с ЕС. Если в 2009 г. (при Тимошенко и Ющенко) наш экспорт в ЕС составлял всего около $9 млрд., то в 2011 г. он превысил $22 млрд.
Т.е. только за счет увеличения экспорта по сравнению с 2009 г. каждый год в Украину приходило только по линии ЕС – Россия на $27 млрд. больше. Вот Вам и ресурс для повышения доходов населения, развития инфраструктуры, модернизации промышленности и не нужны никакие кредиты МВФ и т.п.

Но вернемся к нашей теме. Время шло, а нам никак не удавалось договориться с ЕС о создании трехсторонней комиссии ЕС – Россия – Украина для урегулирования ситуации, связанной с одновременным действием зон свободной торговли с ЕС и СНГ. Руководители ЕС прямо заявили нам, чтобы мы выбирали между ними и Россией. Они отказались участвовать в работе трехсторонней комиссии после того, как Путин дал на это согласие.

2012 г. был для нас исключительно трудным. Первое: неблагоприятная внешняя конъюнктура для нашего экспорта, высокие цены на газ и отсутствие перспектив урегулирования контракта Тимошенко, в случае если мы не договоримся в трехсторонней комиссии некоторые ограничения в торговле с Россией, возникшие из-за технических проблем (колесные пары, трубы и т.д.), категорический отказ МВФ от кредитования Украины в том случае, если мы не согласимся в 2 раза поднять тарифы для населения и девальвировать свою валюту.

По моему заданию был подсчитан ущерб для Украины в том случае, если будет заблокирована зона свободной торговли в рамках СНГ. Самые приблизительные расчеты показывали наши потери порядка $25 млрд. в год. Это были прямые потери, но они, естественно, по цепочке приводят к потерям рабочих мест, заработной платы, дефициту пенсионного фонда, уменьшению валютных резервов и ухудшению финансово-экономической ситуации в стране. В 2012 г. нам с громадным трудом удалось не допустить спада ВВП и закончить год с положительным результатом, надо заметить, что в 2010-2011 гг. рост ВВП превысил 10% и база сравнения была высокой, но уже 2013 г., если не изменить ситуацию, представлялся сложным. В начале 2013 г. мы впервые на переговорах с ЕС озвучили сумму наших потерь и попросили руководство переговорить с МВФ, а также разработать мероприятия по компенсации наших потерь. Летом 2013 г. к нам приехал еврокомиссар по вопросам торговли Карл де Гухт с поручением выработать механизм компенсаций частичной потери нами рынка СНГ.

Мне очень хорошо запомнился этот разговор. На все мои предложения об увеличении закупок странами ЕС зерна, металла, труб и др. он категорично заявлял «Нет». Не выдержав, я довольно резко спросил его: «А для чего он приехал в Украину?».

Вскоре мы получили ответ из МВФ с категорическим отказом от наших компромиссных предложений. Стало ясно, что надо принимать решение.

Итак, расчеты показали, что в случае одностороннего подписания «Соглашения с ЕС» Украина ежегодно будет терять порядка $25 млрд. К чему это приведет? К реальному снижению доходов населения примерно в 2 раза. На наших планах модернизации экономики можно было бы поставить «крест».

Могли ли мы в 2012 г. пойти на это? Однозначно нет. Еще в 2012 г. мы начали интенсивные переговоры с Китаем и Россией о совместных инвестиционных проектах. Осенью 2013 г. мы вплотную приблизились к оформлению Соглашений по различным проектам на общую сумму около $40 млрд. ($20 млрд. – инвестиции и кредиты России, порядка $20 млрд. – закупки Китаем наших товаров, кукурузы и пшеницы, кредиты и инвестиции). Подписание Соглашений намечалось на начало декабря в Китае и в середине декабря в России. Но для этого надо было отложить подписание Соглашения с ЕС и вынудить наших партнеров в ЕС пойти на компромисс.

И решение было принято. 21 ноября должно было состояться заседание Правительства. В этот день утром мне позвонил Янукович и попросил приехать в аэропорт Борисполь для разговора. В это утро он улетел в Вену с государственным визитом в Австрию.

Хорошо помню нашу с ним беседу в зале аэропорта. Мы еще и еще раз взвесили все «за» и «против» этого решения, но ни он, ни я не могли допустить резкого ухудшения экономической ситуации в стране. Единственное мое замечание было, на мой взгляд, в неудачном выборе даты объявления об этом решении. Надо было провести предварительные консультации с нашими партнерами или, по крайней мере, проинформировать их о том, что мы такое решение примем, и, конечно, объявление о нашем решении в день государственного визита в Австрию, традиционного нашего партнера и одной из ведущих стран ЕС, было некорректным.

На мои возражения Янукович, задумавшись, сказал удивившую меня тогда фразу: «Если мы так сделаем, то нас «задавят» и не дадут принять необходимое для страны решение. Только спустя некоторое время я понял, что он имел в виду. Мне об этом говорили президенты Польши Бронислав Коморовский и президент Литвы Даля Грибаускайте.

Но интересы Украины были для нас на первом месте.

Итак, Янукович улетел в Австрию, а мы с секретарем СНБО Клюевым поехали в Кабмин на заседание правительства.

Решение: «отложить подписание Соглашения с ЕС» было принято единогласно, и вечером Яценюк, Кличко, Тягнибок уже выводили людей на улицу. Начиналась подготовка к государственному перевороту. И самая жуткая в истории трагедия Украины.

Прошедшие годы показали, что мы действовали в интересах народа Украины. Все, что мы предвидели, обернулось для наших людей реальной бедой. Нищенские зарплаты, пенсии, более чем 3-кратная девальвация, грабительские тарифы, гражданский конфликт, потеря Крыма.

Все это – результат госпереворота. А если бы его не было, Украина бы сейчас динамично развивалась, а люди жили бы спокойно и благополучно.

Николай Азаров


Источник: vk.com