Кто сказал, что Церковь вне политики?

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2020-09-10 10:43


Новости мира

Честная война лучше мира, отдаляющего от Бога (Григорий Богослов)

В статье «Черногорский пример для Церкви на Украине» мы постарались опровергнуть распространённое мнение о том, что Церковь не должна сметь выражать отношение к процессам формирования власти в государстве. Мол, подобное «не соответствует целям Церкви в этом грешном мире».

Да, основная цель Церкви – спасение душ, грешный мир населяющих. Как говорил первый епископ-наместник Киево-Печерской лавры Ипполит (Хилько), «миссия Церкви – облагодатствование народа Божия и путевождение его в жизнь вечную». Отсюда следует, что среди задач, решаемых для достижения этой цели, – ограждение душ как от искушений мира, так и от непосредственных препятствий на пути, указанном Церковью. Пример таких препятствий мы наблюдаем сегодня на Украине, где каноническая Церковь изгоняется «за поребрик», а её храмы отбираются у православных в пользу псевдо-церкви. Искушения же «малых сих» порождает государственная идеология «общечеловеческих ценностей», навязываемая в принудительном порядке.

Должен ли Корабль Спасения разбивать эти волны? Или дело кормчих – лишь бросать спасательные круги? Или языком оппонентов: «Должна ли церковь лезть в политику»?

Определимся с понятиями. Согласно словарям, «ПОЛИТИКА – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает сферу отношений между государствами».

И что здесь такого, на основании чего мы заявляем, что «Церковь – вне политики!», и дерзаем не допускать в эту сферу Того, Кто «дышит, где хочет» (Ин. 3:6), Кто «везде сущий и вся исполняющий»?! Дерзаем не допускать Вседержителя!

Направлять капелланов в армию можем, освящать мясокомбинаты – пожалуйста, часовенку при Верховной Раде можем оборудовать, а вот давать оценку всему освящаемому – ни-ни! «Идите, молитесь и не мешайте работать». И часто церковь в лице священноначальников добровольно соглашается на такое поражение в правах.

Однако как освящать, благословлять и… не нести ответственность за деятельность благословлённых?

А если нести ответственность, то как не направлять духовно, не вразумлять, не поощрять пастырским словом? Вон по указу президента Украины от 2002 года в государстве, по конституции отделённом от церкви, при инаугурации нового главы державы проводится «церемония благословения Президента Украины настоятелями церквей и руководителями религиозных конфессий Украины». Так что же, Церкви соглашаться на роль исполнителя ритуала? Даже актёры, бывает, отказываются от сомнительных ролей, чтобы «не плевать в Вечность»!

Если же Церкви ничего политического не благословлять на том основании, что, мол, «политика – грязное дело», тогда почему члены Церкви сами в грязном деле участвуют? Не честнее ли уйти в пустыню?

Архиереи Киевской митрополии  шествуют на избирательный участок

Кстати, о гражданском долге.

Митрополит Киевский Владимир (Сабодан) в 2010 году официально призывал чад Церкви «исполнить свой гражданский долг, приняв участие в выборах»: «Всем нам необходимо определиться со своими симпатиями и отдать свой голос за того, кому мы доверяем». Речь шла о президентских выборах и «великий господин и отец» фактически обязывал проголосовать за одного из двух кандидатов. А если чадо Церкви не доверяло ни Януковичу, ни Тимошенко, почему ему надо было «определяться с симпатиями»?  Потому что это «гражданский долг»? С каких это пор голосование – гражданский долг?

Под руководством митр. Владимира синод УПЦ (МП) через два года принял обращение ко «всем верным Украинской Православной Церкви» накануне парламентских выборов: «Мы должны прийти на избирательные участки и отдать свой голос за тех, кого считаем наиболее достойными. Сделать осознанный и ответственный выбор – это наш гражданский долг». Разве подобный призыв – не политическое давление, учитывая, что для немалой части избирателей бойкот выборов – осознанная политическая позиция? Кто-то может вообще не признавать демократию избирательных урн, и процент таковых среди верных УПЦ (МП) заметно выше, чем по Украине в целом. Для них «политика – грязное дело» – это характеристика исключительно того, чем выступает в наши дни выборная демократия.

Утверждение «политика – грязное дело» родом из времён, давних или недавних, когда «всё дозволено». И псевдоаксиому о «грязном деле» усиленно насаждают те, кто хотят, чтобы люди с совестью не помышляли о политике.

Однако разве грязной была политика киевских митрополитов Петра и Алексия, положивших начало собиранию русских земель? Когда в 1612 году святитель Гермоген благословил народное ополчение на борьбу с польскими захватчиками (власть которых признали московские верхи), – разве это была не политика? Разве «грязной» была позиция духовников Богдана Хмельницкого, два десятилетия наставлявших запорожское казачество на воссоединение с Великороссией?

Видный католический философ Романо Гвардини признавал, что политика «всегда была сопряжена с несправедливостью». Вместе с тем в своём «Конце нового времени» он указывал, что в средние века «политика включалась в общий нравственно-религиозный порядок» и потому оценивалась нравственно-религиозными критериями; «и где совершалась несправедливость, там она совершалась с нечистой совестью».

Современник Гвардини, русский православный мыслитель Георгий Петрович Федотов, утверждал, что «политика – это прикладная этика». Бывает политика нравственная, а бывает безнравственная. И если политик «грязный», то это не потому, что он стал политиком, а потому что у него «понятия» грязные, сколько бы он ни стоял, как подсвечник, в главном храме страны на Пасху.

Мы уже писали, что термин «политическое православие» был введён 10-15 лет назад во внутриправославный дискурс тогдашним автокефалистским окружением бывшего предстоятеля УПЦ (МП). Ярлык «политправославия» навешивался на православные братства, священнослужителей, публицистов, пытавшихся противостоять отрыву УПЦ от МП (абсолютно политического проекта!) и втягиванию Украины в чуждую цивилизацию. Тех, кто ныне продолжает размахивать жупелом «политправославия», не смущает, что вся оранжевая (а местами голубая) поп-группа в полном составе слилась с пресловутой СЦУ. В том числе идо сих пор числящийся в клире Московской епархии тогдашнийглава ОВЦС УПЦ (МП) архимандрит Кирилл Говорун, который как-то хвалился, что именно он – автор термина «политическое православие, «осуждение» которого не мешало всем этим говорунам готовить тексты призывов «исполнить гражданский долг» на выборах, а затем самим попирать выборную демократию прыжками на майдане.

«Богословы майдана» – якобы аполитичные

«Богословы майдана» – якобы аполитичные

А глава синодального информационного отдела УПЦ (МП) Георгий Коваленко, тиражировавший обвинения в «политическом православии» через подотчётные ему церковные СМИ, был допущен даже на сцену майдана наравне с униатами, автокефалами и сектантами. Неудивительно, что натруженное место сидения Жоржика (как прот. Георгия именовали в коридорах митрополии), сменив ориентацию после «объединительного собора СЦУ», определило и перемену ума.

Георгий Коваленко

Это в УПЦ (МП) нельзя с «грязной политикой» соприкасаться! А СЦУ политику «правильную» поддерживает. Поэтому, как только Сорос определился с фаворитом на выборах-2019, тому тут же присягнул наш принципиальный противник политизации: «Очень важно, чтобы политика и религия не были разъединены».

Коваленко и Вакарчук

Коваленко и Вакарчук

Однако Говорун и Ко. примеряли сомнительные лавры зачинателей «нового слова в теологии» зря. Ещё в декабре 1996 г., когда было оглашено намерение создать Союз православных граждан России, «Голос Америки» посвятил часовую передачу критике несуществующей организации. Идея порицалась как политическая (хотя мусульманские движения и партии, давно существовавшие к тому времени, не вызывали у «свободных радиоголосов» такой реакции). В 2000-х годов этим понятием уже вовсю оперировали российские либеральные политологи в ряде работ, изданных при финансовой поддержке Фонда Мак-Артуров (США).

«Какими нас хотят видеть нехристиане? Причем настойчиво хотят, непрестанно пропагандируя свое желание в прессе, даже в книгах, – задавался вопросом выдающийся культуролог проф. В.Л. Махнач. – …Нас хотели видеть непротивленцами, ведь христианин миролюбив. Но миротворец и непротивленец – это совсем не одно и то же. И Григорий Богослов написал по этому поводу, что «честная война лучше мира, отдаляющего от Бога» (выделено мной. – Д.С.)… Нас хотели видеть благотворителями, занимающимися попечением о сирых и убогих… Сейчас от христиан хотят, что бы они занимались не общественной жизнью в интересах церкви, а общественной жизнью в интересах обиженных государством нехристиан: займитесь больными СПИДом! Займитесь наркоманами! Займитесь детьми, брошенными родителями! Церковь же всегда этим занималась. Это и есть ваша основная деятельность.

Я должен вам сказать, что христианин может заниматься всем, что вообще достойно человека, любой непреступной деятельностью... Но только дело в том, что кроме своих собственных интересов, у христианина есть еще интересы Церкви».

И вот о том, как же Церкви защищать свои интересы в государстве, мы поговорим в заключительной статье, посвящённой жупелу «политправославия».


Источник: www.fondsk.ru