Нефтепровод «Одесса-Броды»: незавидная судьба антироссийских проектов

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2020-02-07 16:07


Антимайдан Киев, Антимайдан Украина, Антимайдан, Постсоветских пространство. Новости государств бывшего СССР

Забытый всеми нефтепровод «Одесса-Броды» снова востребован. На сей раз планы на него строит президент Белоруссии Александр Лукашенко. После провала переговоров с Москвой он назвал украинский маршрут одним из приоритетных для диверсификации нефтяных поставок в республику. Впрочем, реанимировать трубопровод белорусский лидер пытается не впервые. И не только он.

Милыебранятся

Вспомнить об «Одесса-Броды» А. Лукашенко заставил дефицит сырья. Дело в том, что продажа продуктов переработки российской нефти в страны ЕС и Украину уже несколько десятилетий является основой «белорусского экономического чуда». Доставка ресурса напрямую по трубопроводу «Дружба» (удобная логистика), да ещё и без экспортной пошлины позволяла Минску неплохо зарабатывать и даже отправлять на экспорт собственную нефть, зачисляя пошлину от обеих операций в свой бюджет.

Так могло бы продолжаться ещё долго, но в 2019 году Москва начала реализовывать «налоговый манёвр», вследствие которого сырьё и для российской, и для белорусской нефтепереработки стало постепенно дорожать, что даже привело к банкротству Антипинского НПЗ. Стабилизировать ситуацию Москва решила за счёт «обратного акциза», который предложила распространить и на белорусские НПЗ, но только при условии унификации налоговых систем двух стран. По экспертным оценкам, такой широкий жест обошёлся бы бюджету РФ $1,5 млрд в год.

Минск счёл это покушением на свой суверенитет, несмотря на то что стоимость российской нефти для белорусских НПЗ в 2020 году всё-равно составляет только 87% от мировой цены, а логистика поставок наиболее дешёвая из всех возможных. С 1 января все российские компании, кроме группы «Сафмар», подконтрольной Михаилу Гуцериеву, прекратили поставки сырой нефти в Белоруссию. «Мы работаем на коммерческих условиях... Поэтому мы не собираемся компенсировать те потери, которые несёт белорусская сторона», – прокомментировал ситуацию глава «Лукойла» Вагит Алекперов.

Попытканомеродин

Выход из тупика А. Лукашенко увидел в диверсификации поставок. «Надо идти к тому, что 30-40% мы будем покупать нефти в РФ. 30% мы должны с Балтики завозить и 30% через Украину – проверенный уже путь», – заявил белорусский президент 21 января. Путь действительно «проверенный». В ноябре 2010 года, во время очередного «диверсификационного» обострения, Минск загрузил трубопровод «Одесса-Броды» нефтью. Сырьё доставляли до морского терминала «Южный» и гнали по трубе до города Броды. Затем нефть перенаправляли в одну из двух южных веток украинского участка нефтепровода «Дружба», откуда она попадала на Мозырский НПЗ.

Изначально Минск обещал Киеву прокачивать через «Одесса-Броды» не менее 4 млн тонн нефти ежегодно. В итоге труба проработала в таком режиме меньше года, прокачав менее 1 млн тонн. Маршрут ожидаемо оказался невыгодным, на чём «диверсификация» по-лукашенковски закончилась. Если это была попытка надавить на Москву, то получилось не очень убедительно. Первая партия заокеанской нефти в 80 тысяч тонн на поверку оказалась обычной российской Urals, которую Мозырский НПЗ мог купить напрямую в РФ. Дальше российская нефть стала приплывать в терминал «Южный» под видом венесуэльской и каспийской по «серой» схеме своп-контрактов.

Что от этого получила Украина? Кроме кратковременной реанимации мертворождённого проекта и подкладывания очередной свиньи РФ — ничего. На фоне реверса «Дружбы» и в целом неадекватного поведения транзитной страны (кто его знает, какой ещё фортель выкинет завтра Киев) Чехия подписала контракт о поставках нефти на свои НПЗ по Трансальпийскому нефтепроводу. 1 июня 2012 года «Одесса-Броды» вновь оказался пуст. «Конъюнктура рынка такая, что дешевле нефть покупать [напрямую] в России», – резонно заметил тогда первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко, а в августе «Белнефтехим» объявил, что не планирует использовать украинский маршрут в ближайшем будущем. За односторонний разрыв транзитного контракта Минск тогда никакой ответственности не понёс.

Вназиданиепотомкам

На самом деле нефтепровод «Одесса-Броды» – это настоящий памятник «многовекторной» внешней политике времён Леонида Кучмы. Спустя 20 лет 674 км 1020-миллиметровой трубы, оптоволоконная система связи, две промежуточные нефтеперекачивающие станции, венгерская система телемеханики и множество других дорогостоящих «побрякушек» лежат мёртвым грузом и не имеют ни малейших перспектив своего прямого применения.

Изначально проект задумывался как альтернативна российскому маршруту доставки нефти в Европу. По идее, каспийские углеводороды должны были прокачивать по трубопроводу «Баку-Тбилиси-Супса», затем грузить на танкеры и по Чёрному морю доставлять в терминал «Южный». Оттуда их планировали транспортировать по новой трубе до польского Плоцка, а затем вглубь ЕС либо до балтийского порта Гданськ. На вскидку очень напоминает фантазии нынешнего премьера Алексея Гончарука о Балтийско-Черноморском канале, транспортный коридор «Викинг» и прочие «перспективные» логистические маршруты в обход РФ.

Схема прокачки нефти по маршруту Баку-Супса-Южный-Броды-Плоцк (kontrakty.ua)

СхемапрокачкинефтипомаршрутуБаку-Супса-Южный-Броды-Плоцк(kontrakty.ua)

Но если сегодня у Киева абсолютно пустой карман, то тогда у «Укртранснафты» нашлись «лишние» $453 млн, которые она натурально зарыла в землю. Самой умной оказалась Польша, которая много обещала, но по факту ничего не построила на своей территории и ни копейки не вложила на чужой. Худо-бедно, с перерывами, хронически полупустой, но работает нефтепровод «Баку-Супса», а вот внутри «Одесса-Броды» находится зияющая пустота.

Достроенный в 2001 году новенький украинский трубопровод оказался никому не нужен сразу же после сдачи в эксплуатацию. В 2003 году Киев даже заказал специальное исследование – «бизнес-план коммерциализации проекта „Одесса-Броды“». В итоге PricewaterhouseCoopers (PwC) надавали много умных советов, взяли деньги, но нефть от этого в трубе так и не появилась. Ещё бы, российская Urals из «Дружбы» на границе с Польшей стоила тогда для восточноевропейских НПЗ на $35/т. дешевле каспийской Azeri Light в Бродах.

После трёх лет топтания не месте спасать провальный проект взялась российская ТНК. Она предложила запустить нефтепровод в реверсном режиме и прокачивать российскую Urals из Брод и терминал «Южный», что гарантировало загрузку пустых мощностей, а значит давало обозримую перспективу окупаемости проекта, но вызвало нешуточное бурление в местной «экспертной» среде. Обидно, когда попытка утереть нос «москалям» за деньги налогоплательщиков разбивается о суровую действительность. Остатки здравого смысла тогда взяли верх, потому как содержание пустой трубы обходилось 32 млн грн ($6 млн) ежегодно.

История строительства и эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды» (slovoidilo.ua)

История строительства и эксплуатации нефтепровода «Одесса-Броды» (slovoidilo.ua)

Но Киев не унимался и мечтал запустить «аверс». Масла в огонь подливала Варшава, обещая достроить нефтепровод до Плоцка. В конечном счёте сочетание жадности и прожектёрства, помноженное на русофобию, всё-таки окончательно погубили проект. В 2010-м «Укртранснафта» решила выдавить из эксплуатирующих тогда нефтепровод ТНК, Лукойла и «КазТрансОйл» побольше денег и подняла ставку на транзит, на чём реверсная прокачка нефти по «Одесса-Броды» закончилась. В том же году у А. Лукашенко внезапно случился приступ «диверсификации». В 2011-м Киев «психанул» и купил каспийскую нефть для своих нужд, но, после того как в переработке получил убыток в 400 млн грн, больше к этой идее не возвращался. В 2013 году об украинской трубе вспомнил ЕС (проект «Сарматия»), но закончилось всё, как обычно, говорильней и бумажками.

Точку в этой истории в 2014-м поставила Revolution of Dignity, после победы которой подконтрольная тогда Игорю Коломойскому «Укртранснафта» откачала в свои резервуары всю технологическую нефть из «Одесса-Броды», а заодно и из «Дружбы». В итоге 385,4 тыс. тонн сырья «растворилось» в разных структурах группы «Приват». По слухам, они были переработаны на Кременчугском НПЗ, по крайней мере точно известно, что даже после всех выигранных государством судов, нефть в трубопровод так и не вернулась. После этого 674 км закопанного в землю металлолома окончательно перешли в разряд пиар-инструмента.

Обещания политиков запустить «Одесса-Броды» в эксплуатацию (slovoidilo.ua)

Обещания политиков запустить «Одесса-Броды» в эксплуатацию (slovoidilo.ua)

В 2016 году во время своего визита в Баку об «Одесса-Броды» вспомнил тогдашний президент Украины Пётр Порошенко. И вот теперь очередь снова дошла до Минска. Итог печален: огромные государственные деньги потрачены впустую, у трубы нет никаких перспектив, за что никто на Украине не понёс даже репутационной ответственности. К счастью, сейчас у Киева на подобные прожекты попросту нету денег, что не мешает ему продолжать надувать мыльные пузыри «в обход России».


Источник: odnarodyna.org