Улица Ивана и Юрия Липы в Одессе находится между улицами Бреуса и Косовской. Один её конец упирается во Второе Христианское кладбище, другой – в улицу Рекордную. Раньше эта улица называлась улицей Пишенина, после революции её переименовали в Советскую. А в годы независимости она получила имена отца и сына Ивана и Юрия Лип. О том, кем были эти люди и почему их имена решено было увековечить на карте нашего города, мы и поговорим.
Иван Липа родился в 1865 году в Керчи. Учился на врача в Харьковском университете, где и увлёкся идеями украинского национализма. В 1891 году он становится одним из основателей «Братства тарасовцев» – вместе с другими видными деятелями националистического движения, такими, как, например, Николай Михновский.
«Братство тарасовцев» существенно отличалось от других течений в среде украинской интеллигенции. До них преобладало украинофильство, имевшее, в основном, культурно-просветительские мотивы. Активисты украинофильства больше интересовались открытием украинских школ и изданием украиноязычной литературы. Их основным политическим требованием было проведение в Российской империи реформ, которые обеспечили бы украинскому народу возможность для развития национальной культуры.
В «Братстве тарасовцев» украинскому вопросу придали совершенно новую политическую трактовку. Можно сказать, что участники «Братства» заложили основы современного украинского национализма. Во-первых, они поставили во главу угла создание независимой Украины – «от Сяна до Дона, от Кавказа до Карпат». Во-вторых, новое государство они видели чисто национальным по сути: авторство знаменитого лозунга «Украина для украинцев» впервые появляется именно в программных положениях «Братства». Третьим краеугольным камнем новой идеологии становится русофобия, определение России как исторического противника украинской государственности, главного врага украинства как такового. Это тоже было «ноу-хау» «Братства»: среди тогдашней украинской интеллигенции преобладали панславистские идеи, в которых Россия рассматривалась как центр объединения славянских народов в единую политическую общность.
Радикальные сепаратистские настроения (сдобренные, к тому же, социалистическими взглядами на общественное устройство) не могли не привлечь к себе внимания царской охранки. В 1893 году членов «Братства тарасовцев», в т.ч. и Ивана Липу, арестовывают. Через год он выходит на свободу, заканчивает учёбу на врача в Казани. С 1897 года работает врачом в Херсонщине и на Полтавщине, а с 1902 года – в Одессе. Он продолжает свою политическую и литературную деятельность, например, тесно сотрудничает с одесским отделением львовской «Просвиты».
В 1917 году Иван Липа активно участвует в революционных событиях – именно как представитель украинского национализма. Иван Липа близок к наиболее радикальным националистическим кругам того времени, в частности, входит в состав руководства партии социалистов-самостийников (УПСС). Иван Липа и его однопартийцы критиковали изначальный курс Центральной Рады, выраженный в её двух первых универсалах. Националистов не устраивала автономия Украины, «не отделяясь от всей России» (Первый Универсал Центральной Рады). Критиковали они её и за «слишком либеральное» отношение к другим народам Украины.
Позже Иван Липа переезжает в Киев, где в правительстве УНР ведает вопросами культуры и вероисповеданий. Он участвует в разработке проекта конституции УНР, становится министром здравоохранения УНР в изгнании. С 1922 года и до конца своих дней он проживает в селе Винники в окрестностях Львова.
Его сын Юрий родился в Полтаве, но его детство и юность прошли в Одессе. Здесь же начинается его общественно-политическая карьера: в 1917 году в отцовском издательстве «Народний стяг» он публикует свои первые брошюры на националистическую тематику: «Союз освобождения Украины», «Гетман Иван Мазепа» и другие. В январе 1918 года он участвует в боях по подавлению Январского восстания одесских рабочих и моряков против Центральной Рады.
После поражения националистов Юрий Липа уходит на дно, снова появляясь на общественно-политической арене лишь когда город занимают австро-германские войска. Он становится заместителем главы военизированной организации «Одесская Сечь», близкой к радикальному «Братству самостийников». Однако очень скоро он снова покинет Одессу, да и границы Украины: вместе с правительством УНР отец и сын Липы уезжают в Польшу.
В 1922 году Юрий Липа поступает на медицинский факультет Познаньского университета. Он сохраняет и развивает связи с украинскими националистическими кругами, публикует целый ряд идеологических работ. Как и у многих националистов того времени, в его трудах ощущается сильное влияние немецкого национал-социализма и итальянского фашизма. Это влияние хорошо видно даже в их названиях — например, труд «Украинская раса», увидевший свет в 1936 году.
В 1940 году в оккупированной Гитлером Варшаве он создает организацию под названием «Украинский черноморский институт». Под его эгидой Юрий Липа издает две из трёх книг своей геополитической трилогии, ставшей центральной работой его жизни: «Предназначение Украины», «Черноморская доктрина» и «Разделение России». Основываясь на этих работах, современные националисты называют Юрия Липу «создателем украинской геополитики». На деле же эти работы, как и деятельность института в целом, представляют собой достаточно оторванные от реальности фантазии на тему того, какой будет геополитическая судьба Украины после победы немцев над большевиками. Юрий Липа говорит об украинцах как об отдельной «понтийской расе», которой предрекает господство «от Балкан до Урала». Именно расовые идеи Юрий Липа называет основой любой государственности, да и саму геополитику он рассматривает именно с расовой точки зрения.
Разумеется, видное место в его работах занимает русофобия, идея геополитического противостояния Украины и России. «Раса есть источник, мерило и право», — пишет Липа. В другой работе он отмечает: «Украина будет свободной не после освобождения Киева, а после уничтожения Москвы».
Юрий Липа делает несколько попыток перенести деятельность института в Одессу. В 1942 году он приезжает в оккупированный город, выпускает здесь несколько сборников и брошюр. Но дальше этого дело не идёт.
Юрий Липа поддерживает активные контакты с другими националистическими организациями, в частности, с обеими ветвями ОУН, а также с «Подольской сечью» Бульбы-Боровца. В 1943 году, когда на базе ОУН Мельника формировалась дивизия СС «Галичина», ему предлагают возглавить подконтрольное нацистам марионеточное правительство Украины. Однако такой шаг означал бы однозначный разрыв с ОУН Бандеры и УПА, эмиссары которых часто посещали Липу в Варшаве и получали от него советы по ведению агитационной работы. В конфликт между двумя ветвями украинского коллаборационизма Липа предпочел не лезть.
В мае 1943 года польские повстанцы Армии Краевой предъявляют Юрию Липе ультиматум: под страхом смерти он должен покинуть Варшаву. Он переезжает на территорию оккупированной Украины, в Яворивский район Львовщины. В этот период активизируются его связи с ОУН(б) и УПА. В 1944 году он входит в состав созданной ОУН(б) Украинской главной освободительной рады, генеральным секретарём которой становится Роман Шухевич. Кроме того, Юрий Липа становится инструктором старшинской школы УПА, организует медицинские курсы. По некоторым сведениям, ему присваивают звание полковника УПА. В августе 1944 года Юрий Липа гибнет в ходе операции НКВД по уничтожению одной из банд УПА.
Жизнь отца и сына, Ивана и Юрия Лип – иллюстрация истории развития украинского национализма. Отец заложил идеологические основы украинского национализма образца девятнадцатого века, сын продолжил и развил эту работу в двадцатом. Жизнь отца тесно связана с УНР, сын является соратником и единомышленником ОУН.
В современной украинской литературе Ивана и Юрия Лип называют литераторами. Вернее будет назвать их публицистами, для которых литература, письменное слово вообще является средством выражения и пропаганды их националистических убеждений. Вне украинского национализма их творчество не имеет собственного значения, оно ценно лишь как идеологические материалы.
Нетрудно понять логику тех, по чьей инициативе бывшая улица Пишенина стала носить имя «семейного подряда» националистов — не так уж много людей имеют отношение и к нашему городу, и к «делу украинского национального возрождения». Так уж вышло, что в историческом и культурном плане на протяжении истории Одесса была связана скорее с Россией, чем с Украиной. А потому Иван и Юрий Липа стали настоящей находкой для тех, кто, искажая историю, пытается представить Одессу исконно украинским городом, частью придуманной ими «Украины для украинцев».
Но достаточно ли прожить какое-то время в Одессе и быть притом украинским националистом, чтобы удостоиться увековечения на карте нашего города? Ответ на этот вопрос, полагаю, каждый должен найти для себя сам.