Встреча так называемых политдиректоров «нормандской четверки» является техническим событием – считает заместитель декана факультета мировой экономики и политики ВШЭ Андрей Суздальцев.
Переговоры по Донбассу продолжаются
Дело в том, что заместитель министра иностранных дел РФ Григорий Карасин сегодня заявил, что в конце текущей недели должна состояться встреча в «нормандском формате» на уровне политдиректоров. При этом, предмет встречи является классическим – обсуждение продвижения вперед реализации минских соглашений, а также общего урегулирования гражданского кризиса в Донбассе.
Примечательно, что Карасин также отметил, что вопрос о перспективах референдума по статусу Донбасса не имеет никакого отношения к России по той причине, что данный регион продолжает оставаться территорией Украины. Все это свидетельствует о том, что серьезных решений на этой встрече на уровне экспертов МИД принято не будет и вряд ли здесь будет достигнут какой-либо прогресс.
Напомним, что «Минск-2» был подписан еще в феврале 2015 года, причем в этих документах есть полный план действий по тому, как выходить из того гражданского конфликта, который уже пятый год идет на территории Донбасса.
При этом, весь этот комплекс мер активно саботируется украинской стороной, что сводит на нет практические перспективы урегулирования кризиса в Донбассе, и это, естественно, отражается и на ходе анонсированных МИД РФ переговоров.
Эта встреча носит консультационный характер
«Что касается встречи политдиректоров, то здесь имеются в виду экспертные переговоры. Просто в структуре МИД стран-членов «нормандского формата» есть люди, которые непосредственно отвечают за проблему Донбасса», - заключает Суздальцев.
Ведь участие России, Франции, Германии и Украины в «Нормандском формате» говорит не только о том, что эти страны заинтересованы в разрешении данного кризиса, но и о том, что они проводят в этом направлении определенную работу. И, конечно, большую ее часть ведут специальные команды экспертов, которые прорабатывают эту проблематику и делают здесь конкретные предложения.
«Соответственно, все эти эксперты от России, Франции, Германии и Украины и проведут на данной платформе консультации по перспективам мирного урегулирования проблемы Донбасса, а также представят здесь собственные предложения», - резюмирует Суздальцев.
Как замечает эксперт, такие встречи обычно делятся на две части – во-первых, это обсуждение актуальной ситуации в этом украинском регионе, а, во-вторых, озвучивание предложений о том, как сторонам дальше работать по Донбассу.
Позиция Украины носит неконструктивный характер
«Естественно, здесь будет автоматически поднят вопрос по выполнимости минских соглашений. При этом, обычно такие вещи обсуждаются в режиме глухонемых, т.е. стороны друг друга не слышат, причем наиболее активно здесь выступает украинская сторона, которая, в то же время, предлагает совершенно неконструктивные предложения», - констатирует Суздальцев.
По словам Андрея Ивановича, украинцы делают упор на критику России и пытаются объединить нашу страны с ополченцами Донбасса, которые вместе с Украиной в лице ДНР и ЛНР и являются реальными сторонами гражданского конфликта в Донбассе.
«Таким образом, украинцы пытаются обвинить Россию в невыполнении минских отношений, несмотря на то, что наша страна не является стороной конфликта в Донбассе, а сами пункты «Минска-2» саботируют не народные республики Донбасса, а именно Украина, причем такая точка зрения периодически публично подтверждается и в самом Киеве», - заключает Суздальцев.
Позиция Франции и Германии в рамках таких переговоров нейтральна – Париж и Берлин, по сути своей, ничего здесь не предлагают, хотя и выступают на стороне Украины, исходя из собственных внешнеполитических соображений.
Любые переговоры по Донбассу являются полезными
«Другой вопрос, что даже встреча при таких исходных данных является полезной, поскольку проблема Донбасса остается, и сторонам надо обсуждать пути выхода из сложившегося кризиса, пусть и на сегодня это крайне маловероятно», - резюмирует Суздальцев.
В результате, возникает вопрос, а есть ли вообще реальные перспективы движения в сторону мирного урегулирования в Донбассе. И что здесь может выступить в качестве изначальной точки отсчета – прошедшие на прошлой неделе переговоры между президентами России и США или острая внутриполитическая ситуация на Украине, связанная с грядущими выборами президента и Верховной Рады.
«Существует вариант не реализации минских соглашений, а реальной заморозки гражданского конфликта, поскольку все идет к тому, что ажиотаж по поводу Донбасса снижается, а о самом этом кризисе все в мире продолжают забывать», - констатирует Суздальцев.
Этот процесс идет одновременно с обустройством жизни в Донбассе, а также с привыканием людей к создавшейся ситуации.
Только здесь палка о двух концах – все это также ведет и к тому, что жители ДНР и ЛНР привыкли жить без Украины, что совершенно не устраивает Киев по целому ряду внутриполитических и внешнеполитических причин.
«В то же время, украинцы не могут начать войну в Донбассе – во-первых, потому что у Киева нет для этого отмашки со стороны Запада, а, во-вторых, у руководства Украины нет иллюзий по поводу исхода такой авантюры», - заключает Суздальцев.
В такой ситуации стороны вынуждены продолжать переговоры и искать какие-то точки соприкоснования для того, чтобы улучшить ситуацию в Донбассе и продвинуть мирный процесс хоть по каким-то направлениям.