Но напугав по дороге Киев, «Град Свияжск» и «Великий Устюг», вероятно, из Черного моря направятся на Балтику
Азовское море стремительно превращается в новый фронт войны за Донбасс. Российские и украинские военные с возрастающим подозрением следят за действиями потенциального противника в этом регионе и лихорадочно наращивают собственные силы. Последние сводки этой пока холодной баталии таковы.
Судя по явно санкционированным утечкам в открытой печати, военное руководство в Киеве убеждено, что Россия, пользуясь своим подавляющим превосходством в корабельном составе в Азовском море, готовит крупную десантную операцию. Цель — захват как минимум Мариуполя. Как максимум — всего побережья от Мариуполя до Геническа, включая Бердянск.
Второй вариант, считает украинское руководство, для Москвы предпочтительней, поскольку одновременно решает две стратегического масштаба задачи. Первая — такой оборот дела напрочь отрезает Украину от азовского побережья и лишает ее важнейших для экономики страны портов. Вторая — так у России появляется сухопутный коридор от Таганрога в российский Крым. Что — и дураку понятно! — значительно облегчило бы снабжение полуострова всем необходимым. В первую очередь — пресной водой.
Соответственно, руководство ВСУ явно в ущерб собственной сухопутной группировке в Донбассе принимает просто экстраординарные меры, срочно укрепляя противодесантную оборону побережья.
Так, в последнее время здесь появились новые артиллерийские батареи 406-й артиллерийской группы, переброшенные из Одесской области. В первых числах июня артиллерийский стрельбы по надводным целям в районе Мариуполя провела 36-я отдельная бригада морской пехоты (место постоянной дислокации — город Николаев). Под соседствующий с Крымом украинский курортный городок Геническ из Кировограда прибыл 34-й батальон 57-й отдельной мотопехотной бригады.
На первый взгляд, непонятно, с какой целью под Мариуполем у поселка Никольское (недавно переименованное из пгт Володарское) занял позиции зенитно-ракетный дивизион С-300ПС. Между прочим — уже третий в этих местах. Таким образом, налицо просто редкая плотность средств ПВО при нынешних хилых возможностях мало на что пригодных «Повитрянных сил» ВСУ. Но ведь у вооруженных формирований ДНР нет своей боевой авиации. Кого же сбивать собираются под Мариуполем украинские зенитчики в случае новой вспышки боевых действий за Донбасс?
Однако дело в том, что совершенно нельзя исключать, так сказать, «непрофильного» использования украинских С-300ПС. Совершив недолгий марш к побережью, они тоже могут быть применены для отражения высадки предполагаемого российского десанта на азовское побережье.
Для этого, правда, их «трехсоткам» придется стрелять не только по воздушным, а по наземным и надводным целям. Стоящие на С-300ПС зенитные ракеты 5В55Р с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения позволяют это сделать. Что в последние годы на учениях не раз было продемонстрировано на таком же оружии российскими зенитчиками. А в 2011 году на полигоне Телемба — и белорусами.
Почему у украинских генералов тоже может возникнуть необходимость палить зенитными ракетами по целям на море? Потому что у них совершенно нет противокорабельных крылатых ракет берегового базирования. А 5В55Р способна поражать цели на берегу и в море на дальности до 120 километров (сама зенитная ракета готова лететь значительно дальше, но увеличивать дистанцию стрельбы в рассматриваемом случае не позволяет система управления С-300ПС). Но даже и при этих параметрах 5В55Р, по сути, становится сверхзвуковым оперативно-тактическим ударным оружием с боевой частью весом в 140 килограммов.
Стрельба по надводным и береговым целям может оказаться особенно эффективной в случае применение С-300ПС против излучающих объектов (типа корабельных радиолокационных станций), когда ГСН ракеты прочно захватывает цель. Но боевые корабли, катера и высадочные средства просто не могут вести бой за высадку без интенсивной работы всех своих РЛС. Поэтому при реализации столь апокалиптического сценария рискуют оказаться мишенями украинских зенитно-ракетных дивизионов.
Вполне естественно, что на фоне столь истерической подготовки к отражению «неизбежного» вторжения со стороны Азовского моря, Киев любые телодвижения российских Вооруженных сил в районе Крыма, Темрюка, Ейска, Таганрога и Ростова-на-Дону рассматривает исключительно как предвестник скорого наступления.
Москва передислоцировала два артиллерийских бронекатера типа «Шмель» и один сторожевой катер типа «Гриф» из Каспийского в Черное море? Понятно, это неспроста. Вот-вот ударят по Мариуполю и Бердянску!
С 5 по 8 июня 4-я армия ВВС и ПВО совместно с морской пехотой Черноморского флота, спецназом и некоторыми частями Сухопутных войск Южного военного округа в Крыму провели уникальное тактическое учение? А для участия в нем из Ставрополья и Краснодарского края на полуостров перелетели сразу 20 штурмовиков Су-25СМ? Рятуйте, это как раз «москальский» десант под Мариуполь и сосредотачивается!
Не приходится удивляться, что в этот же ряд на Украине тут же поставили и самое грозное известие последних дней о переводе из состава Каспийской флотилии на Черное море двух малых ракетных кораблей (МРК) «Град Свияжск» и «Великий Устюг» (прославившегося на весь мир в ходе кампании на Ближнем Востоке типа «Буян-М»). Тех самых кораблей, которые 7 октября 2015 года из акватории Каспия участвовали в первом в истории групповом ракетном ударе высокоточными крылатыми ракетами «Калибр-НК» по позициям террористов в Сирии.
Особый ажиотаж в киевских комментариях как раз и вызывает наличие восьми ракет «Калибров-НК» на каждом российском МРК, совершивших межфлотский переход по Волго-Донскому каналу. Понятно, что из Керчи и Севастополя, даже не отходя от причала, они свободно «достанут» любую точку на территории Украины. И никакой защиты от этого удара у Киева нет.
Это невыразимо печалит тамошних комментаторов. Которые, как один, убеждены, что «Буяны-М» пришли на Азовское море именно с их страной и драться. И более того — на глазах всего цивилизованного человечества «агрессивная» Россия заново создает для войны с «незалежной» Азовскую флотилию, расформированную еще в 1944 году.
Не буду делать вид, что посвящен в оперативные плана Генштаба Вооруженных сил РФ и доподлинно знаю, почему «Граду Свияжск» и «Великому Устюгу» пришлось на днях покинуть Каспий. Но рискну предположить, что точно не из-за Украины. Раздолбать что угодно на ее земле они очень спокойно могли бы и с прежнего места службы. Уж если оттуда «Калибры-НК» в 2015-м дотянулись до Сирии, то до Киева, Львова или Мариуполя — это уж как-нибудь! Не стоило и топать к Севастополю через 13 шлюзов Волго-Донского канала.
Тогда зачем совершен этот переход? Почему пришлось резко ослабить боевой потенциал Каспийской флотилии на фоне возрастающей напряженности вокруг соседнего Ирана, оставив на прежнем месте в Астрахани единственный «калиброносец» — МРК «Углич»?
Рискну предположить, что, безусловно, «Великому Устюгу» и «Вышнему Волочку» просто нечего делать в Азовском море. Более того, даже Черное море — лишь промежуточный этап их маршрута. А на самом деле кораблям предстоит проделать долгий путь на Балтику. Пройти из Севастополя в Балтийск тем же курсом, которым в октябре 2016 года проследовал другая пара таких же «Буянов-М» — «Серпухов» и «Зеленый Дол».
Если помните, «Серпухов» с «Зеленым Долом» тоже поначалу прибыли на Черноморский флот в ноябре 2015 года и были зачислены в его 41-ю бригаду ракетных катеров. Было понятно, что строили это пополнение для других широт, поскольку небольшие «Буяны-М» класса «река-море» обладают ледовым поясом. В Черном море такая опция выглядит явно избыточной.
Однако вовсю гремела война в Сирии, ударных кораблей у берегов этой страны в ВМФ России остро недоставало. Вот и пришлось экипажам обоих новеньких МРК, абсолютно неприспособленных к боевым действиям вдали от родных баз, на время стать черноморцами и по паре раз сходить на несколько месяцев на службу в восточное Средиземноморье. И даже пострелять там «Калибрами».
А потом Россию стало ощутимо припекать и у берегов Калининградской области, где НАТО вплотную подползло к нашим границам и начало непрерывную череду военных учений со слишком прозрачными целями. Балтийский флот к тому времени превратился почти что в декоративное воинское формирование, мало на что способное в реальной войне. Тогда экипажам «Серпухова» и «Зеленого Дола» приказали заткнуть и эту пробоину. С 4 по 28 октября 2016 года они совершили совместный переход из Севастополя в Балтийск и вошли в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтфлота.
Впрочем, что такое имеющиеся у них на борту 16 «Калибров-НК» против гигантской военной машины НАТО? Практически — ноль без палочки. Исходя из этой прискорбной реальности, командование флота в том же 2016-м объявило, что до конца 2020 года предполагается иметь у причалов Балтийска уже дивизион малых ракетных кораблей из, как минимум, пяти «Буянов-М». Где взять оставшиеся три МРК?
По планам Минобороны в Зеленодольске к тому времени как раз столько и построят — «Орехово-Зуево», «Ингушетию» (срок сдачи ВМФ обоих намечен на 2019 год) и «Грайворон» (его моряки ожидают годом позже). Но, во-первых, все эти МРК давно обещаны Черноморскому флоту. А во-вторых, мы же знаем, чего на практике стоят графики российских кораблестроителей?
А на Балтике, между тем, складывается такая картина. После постановки на боевое дежурство в Калининградской области российской бригады оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер» натовские генералы существенно изменили собственные планы боевого развертывания союзных войск в Польше и в Прибалтике.
Раньше для этого был задействован, в основном, польский Гданьск. Теперь он очутился в сфере досягаемости «Искандеров» с их максимальной дальностью стрельбы в 500 километров. Поэтому в последние месяцы основными пунктами выгрузки прибывающих из Соединенных Штатов контингентов стали порты Германии и Бельгии, до которых «Искандерам» не добить.
18 мая как раз в Антверпен первое транспортное судно («Endurance») с подразделениями 1-й бронетанковой бригадной боевой группы 1-й кавалерийской дивизии армии США из Форт-Худа (штат Техас) и прибыло. Следом в том же порту разгрузились еще два транспорта. Кроме тысяч солдат и офицеров, из-за океана таким образом в считанные дни были переброшены 87 основных боевых танков M1A2 SEP Abrams, 138 боевых машин пехоты и боевых разведывательных машин Bradley, 18 самоходных гаубиц Paladin калибра 155-мм и более тысячи единиц других военных транспортных средств. Антверпен ничего подобного не принимал лет 20.
Понятно, что армия США с оглядкой на наши «Искандеры» срочно осваивает новые логистические схемы. Разрушить их из Балтийска или из морской акватории можно «Калибрами-НК». Предельная дальность стрельбы которыми, кстати, никогда открыто не афишировалась. Но, скажем, летом 2012 года командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Алекминский, рассказывая о сторожевом ракетном корабле «Дагестан» именно с таким оружием на борту, вдруг проговорился, что комплекс «Калибр-НК» позволяет атаковать надводные цели на расстоянии до 375 километров, а наземные — на дистанциях до 2600 км.
Этого хватит не только до Антверпена (по прямой до него «всего» 1411 километров). Беда только в том, что на Балтике столь замечательного оружия у России — раз-два и обчелся. Именно поэтому, считаю, и двинулись «Великий Устюг» и «Град Свияжск» в дальний путь.
Так что те пугливые украинцы, что увидели в этом недобрый знак, — не дрожите по поводу этих кораблей. Они вошли в Черное море, убежден, не по вашу душу. На вашу долю, если придется, и в Азовском, и в Черном морях хватит других.
Источник: svpressa.ru