Молдова и запах большой крови. Власть снова капитулирует перед румыно-унионистами

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2020-03-26 15:07


Постсоветских пространство. Новости государств бывшего СССР, Антимайдан, Антимайдан Украина

Молдавский народ столь же уникален, как потомки русских, проживающие на территории исторической Малороссии. Вряд ли можно найти другие народы, значительная часть которых, во главе с их элитами, отрицает собственную национальную идентичность. Вряд ли где-то в мире ещё есть такой народ, элита которого говорит: «Вы отсталые. Ваши деды и прадеды называли вас и ваш язык не тем именем».

В Молдове элита исторически идентифицирует себя как часть Большой Румынии. Конструирование румынского этноса происходило в тех же условиях и на той же территории, что и конструирование украинской идентичности – на территории бывшей Австрийской империи Габсбургов и в Ватикане, с целью противостояния влиянию России и раскола православного мира. Историки как украинства, так и молдавско-румынской проблематики, указывали на униатство как фактор, оказавший первостепенное влияние на формирование новых исторических общностей.

Справедливости ради, у молдаван и румын действительно много общего: общность происхождения, практически идентичный литературный язык и литературные классики. В этногенезе как молдаван, так и румын, приняли участие славяне, однако разных языковых групп – восточные славяне в случае молдаван, южные славяне в случае румын.

И самое главное – молдаване, живущие в Российской Империи, не были затронуты процессом румынизации в XIX веке, как их ближайшие родственники, оказавшиеся на территории империи Габсбургов. Показательный пример являет нам Черновицкая область Украины: романоязычное население тех районов, которые прежде входили в состав России (бывший Хотинский уезд Бессарабии) идентифицируют себя как молдаване, а жители районов, входивших в состав Австрии и присоединенных к СССР только в 1940 году (Черновцы и прилегающие районы) – как румыны.

На территории центральных уездов бывшей Бессарабской губернии Российской Империи, ныне именуемых Республикой Молдова, национальные нарративы сменяются в волнообразном порядке. Панрумынские настроения элиты, охватывающие всё население, сменяются молдовенистской «реакцией» народного большинства.

Первое панрумынское проявление было в 1917 году, сразу же после Февральской революции, когда панрумынизмом увлеклась значительная часть молдавской интеллигенции. Именно они составили основу «Сфатул Цэрий», который принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. Однако население края было подвергнуто таким издевательствам со стороны оккупационных властей, что его до сих пор помнит старшее поколение молдаван.

Особенно чудовищной была оккупация Молдавии во время фашистского режима Антонеску – одного из главных организаторов Холокоста в Европе. Все представители национальных меньшинств Молдовы, и особенно жители левобережья Днестра, входившего в румынское губернаторство «Транснистрия», с тех пор восприняли жёсткую неприязнь к идее унионизма.

Вторая волна унионизма поднялась в годы «перестройки». В первых рядах были представители всё той же молдавской интеллигенции, обласканные советской властью. Показательно, что некоторые представители молдавского национализма с откровенно унионистским душком (композитор Евгений Дога, в меньшей степени писатель и драматург Ион Друцэ) до сих пор проживают в Москве.

Одним из первых требований «Народного фронта Молдовы» был перевод молдавского языка на латинскую графику. Это было осуществлено согласно закону о функционировании языков 1989 года. Тогда же на митингах «демократического движения» появляются триколоры с расположением цветов как у флага Румынии. Этот флаг был принят Верховным советом Молдавской ССР в начале 1990 года. «Декларация о независимости Молдовы», принятая 27 августа 1991 года (ныне национальный праздник Молдовы), полностью пропитана идеологией панрумынизма. В качестве государственного гимна ввели песню «Пробудись, румын!».

«Молдовенистская», а в большей мере интернационалистская реакция, началась в Гагаузии и Приднестровье.  В Гагаузии кровопролитие удалось предотвратить, что сделало возможным компромисс с властями Кишинёва и последующее возвращение региона в состав Молдавии. В Приднестровье противостояние дошло до вооружённого конфликта. Приднестровцы, которым удалось отстоять свою республику, положили в основу своей субъектности идеологию молдовенизма: они сохранили лингвоним «молдавский язык», кириллическую графику языка и государственный флаг бывшей Молдавской ССР.

Провал военной авантюры в Приднестровье и экономический коллапс привели к затуханию волны румынизма и молдовенистской реакции и на правом берегу Днестра, начавшейся в 1993 году (уход в отставку унионистского руководства) и продлившейся до 1996 года, когда президентом страны стал бывший первый секретарь ЦК КПМ Петр Лучинский, рассматривавшийся как креатура Москвы. Победа на парламентских выборах 1994 года Аграрно-демократической партии, объединявшей в своих руках директоров бывших советских колхозов, сделало возможным принятие конституции Молдовы (в которой в качестве государственного языка был определён молдавский, а не румынский язык) и затем – компромисс с Гагаузией.

Однако довести молдовенизацию до конца не удалось. В отличие от Белоруссии, в Молдове не решились сменить откровенно прорумынскую государственную символику на более соответствующую идее молдавской самобытности. Удалось только сменить гимн «Пробудись, румын!» на более нейтральный по содержанию «Наш язык». Даже попытка заменить в школах предмет «История румын» на «Историю Молдовы» натолкнулась на ожесточённое сопротивление со стороны академических кругов, ректоров и студентов университетов, которые целиком остались под влиянием панрумынской идеологии.

Не решился на изменение ситуации даже президент-коммунист Владимир Воронин, когда у него в парламенте было конституционное большинство в 71 из 101 депутата! Единственное, на что его хватило – это поменять название предмета «История румын» на «Интегрированная история». Зато во внешней политике Воронин и его советник Марк Ткачук, дабы успокоить унионистов и переключить их внимание, попытались сменить унионистский нарратив на евроинтеграцию, которая именно в годы правления ПКРМ была провозглашена государственной идеологией. Воронин и Ткачук провозгласили: «В Брюссель минуя Бухарест!». Главным врагом были провозглашены приднестровские «сепаратисты» и поддерживающая их Россия.

Однако такие геополитические кульбиты не спасли Воронина и его режим. «Твиттер-революция» под руководством бывшей российской оппозиционерки Натальи Морарь, произошедшая в Молдове 7 апреля 2009 года, проходила под флагами «Великой Румынии» и лозунгами: «Нам не нужны ни президент, ни парламент – всё это у нас есть в Бухаресте!». Эта революция принесла третью в истории волну унионизма. Новая власть, назвавшая себя «Альянсом за евроинтеграцию», вернула в школы предмет «История румын», а затем через Конституционный суд провела вердикт о том, что пропитанная прорумынским духом «Декларация о независимости» 1991 года превыше Конституции страны, провозглашающая государственным языком молдавский язык.

Последующая молдовенистская реакция, на гребне которой пришёл к власти нынешний президент Игорь Додон, была, возможно, последней на правом берегу Днестра. Додон, возглавив Партию социалистов, сделал молдовенизм и противостояние румынской экспансии основой своей политической программы. Ему удалось мобилизовать весь молдовенистский электорат и победить на выборах Майю Санду, которая говорила, что проголосовала бы на референдуме за объединение с Румынией.

Однако, даже придя к власти, избавившись от мешавших ему Плахотнюка и Санду, Додон так и не решился на кардинальную смену парадигмы. Его молдовенистская деятельность свелась только к проведению нескольких конференций, посвящённых 660-летию Молдавского княжества и продюсированию документально-игрового фильма «История Молдовы». Его советник по делам культуры Корнелиу Попович, ставший на короткий срок министром образования и культуры, сразу же поспешил заявить, что «говорит на румынском языке». А в новой коалиции социалистов с демократами пост министра образования занял автор первого школьного учебника «История румын», который утверждал, что историю молдавского народа можно рассматривать только в контексте общерумынской истории. Фактически это полная капитуляция молдовенистского проекта Додона.

Сегодня, по опросам общественного мнения, около 30% населения поддерживает идею присоединения к Румынии. Около 38% считают, что государственный язык в Молдове должен называться румынским. Да, пока это меньшинство. Но это самая молодая, активная и пассионарная часть молдавского общества. Это поколение, выращенное учителями-унионистами, очистить от которых систему образования Молдовы не поднялась рука ни у Лучинского, ни у Воронина, ни у Додона. И здесь прослеживается прямая аналогия с Украиной, где в таких же условиях победили бандеровцы, взращенные теми же школьными учителями при попустительстве, а часто и прямом заигрывании с ними «умеренных» Кучмы и Януковича.

В Молдове ситуация близка к тому, чтобы унионисты вернулись к власти путём нового Майдана, при попустительстве действующей власти и фактическом отказе от продвижения молдовенистского проекта. А учитывая стойкую неприязнь к унионизму со стороны значительной части населения Молдовы, и в первую очередь национальных меньшинств, составляющих в ряде районов компактное большинство, всё это может закончиться большой кровью.


Источник: www.politnavigator.net