Одной из многих преступных ошибок большевиков по отношению к России является недостаточно знаменитая и относительно редко упоминаемая в широких кругах политикакоренизации. Плоды катастрофически неграмотной национальной политики Советского Союза мы пожинаем до сих пор. Существование национальных республик, сепаратизм девяностых, этнические чистки, многочисленные военные конфликты на постсоветском пространстве — всё это есть плоды недальновидного коммунистического управления. Большевики заварили такую «кашу», что «расхлебывать» её необходимо будет еще не одному поколению русских людей. Но что же представляет из себя это загадочное слово «коренизация»?
Коренизация — культурная, национальная и политическая программа большевиков по укреплению нерусских элементов на местах проживания многочисленных национальных меньшинств. Коренизация стала прямым следствием национальной политики, провозглашенной в стране в годы Гражданской войны. Она опиралась не только на банальную практическую необходимость в гарантии поддержки со стороны национальных меньшинств на территории России, но и имела четкое идеологическое ядро — борьба с так называемым «великодержавным шовинизмом» или «великорусским шовинизмом».
Игра с чувствами национальных меньшинств началась незамедлительно. Уже в в ноябре 1917 года была опубликована «Декларация прав народов России», провозглашавшая равенство и суверенность народов и право на самоопределение вплоть до отделения. В декабре 1917 года вышло знаменитое обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», ярко осуждавшее колониализм, империализм и царизм, столь долго угнетавшие бедные восточные народности.
Идеологическим фундаментом советской национальной политики стало творчество Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Обратимся к некоторым цитатам из его текстов, в частности бросается в глаза его работа «К вопросу о национальностях или об «автономизации»; Продолжение записок. 30 декабря 1922»:
Я уже писал в своих произведениях по национальному вопросу, что никуда не годится абстрактная постановка вопроса о национализме вообще. Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетённой, национализм большой нации и национализм нации маленькой.
По отношению ко второму национализму почти всегда в исторической практике мы, националы большой нации, оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже больше того — незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений, — стоит только припомнить мои волжские воспоминания о том, как у нас третируют инородцев, как поляка не называют иначе, как «полячишкой», как татарина не высмеивают иначе, как «князь», украинца иначе, как «хохол», грузина и других кавказских инородцев, — как «капказский человек».
Поэтому интернационализм со стороны угнетающей или так называемой «великой» нации (хотя великой только своими насилиями, великой только так, как велик держиморда) должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически. Кто не понял этого, тот не понял действительно пролетарского отношения к национальному вопросу, тот остался, в сущности, на точке зрения мелкобуржуазной и поэтому не может не скатываться ежеминутно к буржуазной точке зрения.
Здесь Ленин весьма конкретно и ясно пишет то, что русским (да и вообще всем великим нациям) нужно не просто соблюдать принцип равенства наций, но и искусственным образом создавать такого рода неравенство, которое бы смогло «загладить вину» русских перед угнетенными меньшинствами. Таким образом, русские обвиняются в столетиях колониализма и империализма, и поэтому они должны возмещать все эти годы угнетения и неравенства тем или иным способом. Русский народ изображается «держимордой», злодеем, бандитом, на него возлагается «коллективная вина». Всё это лично мне очень сильно напоминает современный леволиберальный подход к данному вопросу: либеральная риторика состоит в конструировании «иерархии угнетенных меньшинств», куда входят в том числе различные национальные и расовые группы. «Белые цисгендерные американцы должны ответить за столетия рабства перед чернокожим населением, страны Европы должны извиняться и каяться за вековое колониальное угнетение всего остального мира, ты — белый цисгендерный мужчина, и именно ты должен нести коллективную ответственность за все эти преступления».
Тем не менее, примерно тоже самое изложил на XII съезде РКП(б) небезызвестный большевик Николай Бухарин:
«Если мы ударим по первому звену национализма, по самому главному и по самому основному, тем самым мы ударим по этим промежуточным звеньям вплоть до самых низших «местных» шовинизмов. И в этом весь вопрос. Нельзя даже подходить здесь с точки зрения равенства наций, и т. Ленин неоднократно это доказывал. Наоборот, мы должны сказать, что мы в качестве бывшей великодержавной нации должны идти наперерез националистическим стремлениям и поставить себя в неравное положение в смысле еще больших уступок национальным течениям. Только при такой политике, идя наперерез, только при такой политике, когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить себе настоящее доверие прежде угнетенных наций».
Примерно о том же заявляет Григорий Зиновьев-Радомысльский:
«Мы должны безусловно ребром поставить вопрос о великорусском шовинизме. Мы должны это сделать сейчас, на этом съезде. И надо сказать, что в этом отношении известное вам письмо т. Ленина поставило вопрос достаточно решительно. Мы должны прежде всего отвергнуть „теорию“ нейтрализма.
Не можем мы стоять на точке зрения нейтральности, на точке зрения того, что вот, пускай там, на Украине или еще где, борются две культуры, а мы подождем и посмотрим, что из этого выйдет. Это точка зрения не наша, особенно теперь, когда наша партия стоит у власти.
«Мы должны, несмотря на то, что мы бедны, несмотря на то, что наши ресурсы скудны, мы должны сейчас уж, при скудном бюджете, при плохих ресурсах, оказать посильную материальную помощь крестьянам и прежде всего крестьянам окраин, говорящим на других языках, всем народам, которые были раньше угнетены. Давайте сделаем так, чтобы мы его сейчас разрешили, давайте создадим атмосферу презрения и бойкота но отношению к каждому, кто не понимает важности национальной проблемы, кто позволяет себе шутить по этому поводу, кто не дает отпора каждому, у которого хотя бы даже только в шутке просвечивает нотка шовинизма, ибо от этого зависит не только будущее нашей страны, но зависит в значительной степени будущее Востока. дело в том, чтобы наша партия, которая решает, которая руководит нашим государством чтобы она каленым огнем прижгла всюду, где есть хотя бы намек на великодержавный шовинизм. Это не значит, что мы пощадим местный национальный шовинизм, но пропорция требует, чтобы мы прижгли прежде всего великорусский шовинизм,— в этом месте величайшая опасность. Если тут не прижжем вовремя, то, несмотря на советский характер нашего государства, мы можем попасть в положение, которое грозит чрезвычайными опасностями».
Более того, в своих тезисах к XII съезду РКП(б) «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве» сам товарищ Сталин (действующий на тот момент народный комиссар по делам национальностей) заявляет следующее:
«Многонациональное Советское государство может стать действительно прочным, а сотрудничество народов в нём - действительно братским лишь в том случае, если эти пережитки будут вытравлены в практике наших государственных учреждений решительно и бесповоротно. Поэтому решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первой очередной задачей нашей партии».
Итогом съезда стало объявление того, что главной и основной целью советской национальной политики должно являться широкое и стремительное развитие всевозможных национальных движений народов советских социалистических республик. Данная политика показалась большевикам наиболее эффективным средством в борьбе против русского национализма, который мог являться той единственной силой, способной консолидировать большинство населения России против коммунистической диктатуры.
Итак, ознакомившись с теоретическими обоснованиями коренизации, можно выделить основные меры, которые использовались для ее осуществления:
Выдвижение на руководящие партийные и административные посты местных национальных кадров, в том числе и путем квотирования.
Введение местного национального языка в делопроизводство.
Создание специальных курсов по изучению национального языка.
Перевод начального и высшего образования на национальный язык.
5. Перевод газет, журналов, СМИ и печати на национальный язык.
Теперь же стоит рассмотреть политику коренизации на конкретных примерах.
Белорусизация
Первоочередной задачей большевиков в национальном вопросе стало стремление разгромить и похоронить некогда официальную концепцию «триединого русского народа», состоявшего из великорусов, малорусов и белорусов. Вместо строительства общей, большой русской нации, состоявшей из вышеупомянутых групп, большевики не только легитимизировали белорусский и украинский национализм, но и взяли его на вооружение.
Большевики стремились внедрить белорусам особое нерусское сознание и идентичность, изобразить их историю, как историю угнетения и подавления их национальных особенностей великороссами. Главная проблема заключалась в том, что подавляющее большинство жителей БССР обладали русским национальным самосознанием либо имели русскую идентичность, основанную на восприятии православия как «русской веры». Белорусский этнограф Е.Ф. Карский в 1903 году писал: «На вопрос: кто ты? простолюдин отвечает — русский, а если он католик, то называет себя либо католиком, либо поляком». Это отражает «конфессиональность» идентичности в крестьянской среде. Городское население и интеллигенция в основном считали себя русскими по формуле: «я белорус, а значит русский».
Более того, насильственную белорусизацию в штыки восприняло само население БССР. В частности, в глаза бросается знаменитая статья «Вражда из-за языка» 1926 г., которая была обращением к Президиуму ВЦИК СССР. В статье мы читаем следующее:
«Язык белорусский стал злобой дня в Белоруссии... Казалось бы, что раз вводится в крае язык белорусский, то населению остается только радоваться - «благодарить и кланяться». А тут как раз наоборот: население на 75-80 % выражает свой громкий протест против своего языка, чтобы его не вводить в жизнь, в учреждения, в школы, чтобы его изъять из употребления... И получилось у нас два враждебных лагеря; с одной стороны - правящие сферы, навязывающие язык населению, а с другой - белорусы, не принимающие в обиход свой язык… Когда впервые здесь насильно, т. е. без всякого плебисцита, стали вводить в школы, в учреждения белорусский язык, то население отнеслось к этой реформе настолько отрицательно, что в деревнях стали раздаваться такие голоса:
- Сначала к нам пришли немцы, потом поляки, а теперь идут на нас... белорусы...
Т. е. население стало считать белорусизаторов своими... врагами.
Нигде вы не услышите среди простого населения тот язык, который якобы «воспроизводится» правящими сферами, которой они стараются сделать языком всех белорусов, т. е. тот язык, который дается в Минске по особой терминологии. В основу этого языка положено минско-полесское наречие, и в него введена масса польских слов (до 45-50 %). Вот почему, когда вы говорите с белорусом, вы прекрасно его понимаете и он вас понимает. А вот когда вы ему станете читать издаваемую в Минске на белорусском языке по новой терминологии газету «Савецкая Беларусь», то ваш собеседник только глаза пучит. «На каком это языке газета написана?» - недоумевает он».
Более того, в сборнике «Документы советской истории»: ЦК РКП(б)-ВКП(б) и национальный вопрос» можно обнаружить рассуждения местного жителя, школьного учителя Сцепуро:
«Я учитель, окончил в Минске университет и в настоящее время работаю преподавателем физики и математики в школе-семилетке в г. Бобре Крупского района (БССР). На работе я говорю только по-белорусски. Если увлекаясь скажу что-нибудь по-русски, то сейчас же поправляюсь. слежу за собой. Но в личной семейной жизни я говорю по-русски просто потому, что на этом языке мне легче говорить. И вот случился инцидент. Одну маленькую записку на имя предсельсовета я случайно написал по-русски. И в то время в школу прибыли зав. районов Чепель и председатель райкома союза т. Голованов. Они выступили с моей запиской на собрании просвещенцев, заявив, что эта записка фигурировала на пленуме рика и райкома КП(б)Б и будет фигурировать на сессии ЦИК БССР. Меня обвинили в махровом великодержавном шовинизме. Выступив, я признал свою ошибку в деле с запиской. Тут же я подтвердил, что дома все время говорю на русском языке, но не вижу в этом ничего неправильного. После моего объяснения обвинения усилились. Мне объявили, что дома, в разговоре с женой, я должен употреблять исключительно белорусский язык. В результате был поставлен вопрос об исключении меня из союза и о снятии с работы. Только после того, как я согласился с тем, что дома обязан тоже говорить только по-белорусски, ограничились тем, что вынесли мне строгий выговор с предупреждением и занесением в личное дело. Я признал свои ошибки и чистосердечно решил даже в семье не говорить по-русски, но сомнение в правильности всего этого не дает мне покоя. Неужели, если я заговорю на улице с товарищем или дома с женой на русском языке, я обманывают партию? Нет ли здесь некоторого перегиба в обратную сторону?»
Сама же «белорусизация» началась в 1924 г. после принятия ЦИК БССР постановления «О практических мероприятиях по проведению национальной политики». Вместе с этим БССР был отдан ряд территорий — современные Могилевскую и Витебскую области.
В 1924 году была создана Комиссия по осуществлению национальной политики ЦИК БССР. Самым главным направлением деятельности комиссии стал перевод на белорусский язык всего делопроизводства в республике, для чего были созданы специальные курсы. В результате количество владевших белорусским языком среди работников республиканских учреждений выросло с 22% в 1925 году до 80% в 1927 году, в окружных учреждениях — с 36% до 70%. В октябре 1926 года очередной пленум ЦК КП(б)Б утвердил план, в соответствии с которым до 1 января 1927 года работа партийной и комсомольской вертикалей должна была быть строго переведена на белорусский язык.
Тем временем, большинство начальных школ также перешло на национальный язык. Постепенно он вводился и в высшие учебные заведения. С 1926/27 по 1928/29 учебные годы количество белорусских четырёхлетних школ выросло с 85% до 94%, семилетних — с 67% до 75%.
К сожалению, большевикам всё-таки удалось провести успешную коренизацию Белоруссии, и в 1991-ом году созданная советскими экспериментаторами государственность обрела независимость. Дело дошло до того, что даже сегодня многие русские люди с пеной у рта пытаются доказать, что «белорусы — это отдельный народ» и готовы выходить на митинги с литвинским «белым-красно-белым» флагом.
Украинизация
Коренизация на Украине была проведена аналогичным образом. В августе 1923 года в УССР вышли два постановления: первое обязывало поступающих на государственную службу изучить украинский язык в течение 6 месяцев, а второе обязывало выучить украинский язык в течение одного года действующих госслужащих. При этом, специальные инспекторы по украинизации в партийных и государственных учреждениях проверяли, на каком языке общаются работники, причем не только с посетителями, но и друг с другом.
Забавно, но для ускорения темпов украинизация власти УССР не постеснялись привлечь к этому делу украинских националистов-эмигрантов, в том числе галичан — их назначали на посты в Наркомпросе. Среди прибывших был знаменитый Михаил Грушевский — бывшийПредседатель Центральной рады УНР.
Украинизация образования шла ударными темпами. Уже к 1928 году «украинцы» составляли 54,0 % студентов вузов и 63,0 % студентов техникумов. В 1931 году Наркомпрос УССР предписал всем поступающим в вузы подавать письменные работы на украинском языке, а также ввёл обязательное изучение украинского языка для студентов (в том числе владеющих им). Также украинизации подвергся кадровый состав науки — доля украинцев среди научных сотрудников выросла в УССР с 28,0 % в 1925 году до 45,9 % в 1929 году. Согласно справке Наркомпроса от 10 апреля 1938 года, на Украине имелось 21656 школ, из которых 18101 школа была с украинским языком преподавания.
К 1932 году на украинском языке выходили 91,7% газет в УССР. Уже 1928 году на украинском языке издавались 71,2 % журналов, в 1929 году уже 84,0 %. Книги на украинском языке в общей массе книжной продукции в 1931 году составили 76,9 %. Какие-либо комментарии будут, пожалуй, излишними.
Казахизация
При проведении коренизации на территории современного Казахстана большевики столкнулись с рядом проблем. Из них — крайне низкая образованность региона, почти полное отсутствие национальных элит и национального самосознания, при этом недостаток традиций «государственности», связанный с преимущественно кочевым образом жизни местного населения. Стоит также учесть, что на территорию современного Северного Казахстана шло активное переселение русских колонистов, причем дело дошло до того, что в некоторых уездах казахи стали национальным меньшинством. Например, в Кустанайском уезде в 1923 году казахи составляли 37,4 % населения, хотя в 1897 году там они явно преобладали. Городское население в основном было малочисленное и в большинстве своем неказахское.
22 ноября 1923 года ЦИК Киргизской АССР принял декрет, который предусматривал перевод в период с января по июль 1924 года всего официального делопроизводства в казахских волостях на казахский язык. Однако достичь таких результатов не удалось. Вернулись к внедрению казахского языка немного позднее. В частности, в 1933 году вышло Постановление Бюро Казкрайкома ВКП(б). Оно подразумевало следующие пункты:
В течение 1933 года полностью перевести на казахский язык официальное делопроизводство в КазЦИК, в Наркомате просвещения, Наркомате здравоохранения, Рабоче-Крестьянской инспекции, Наркомземе и в аппарате СНК Казахской АССР;
Все остальные наркоматы были обязаны вести деловую переписки на казахском и русском языках. На все заявления и письма, поданные на казахском языке, предписывалось давать ответы только на казахском языке;
Рекомендовано перейти на казахский язык обучения в учебных заведениях.
Первоначально декретом ВЦИК и СНК РСФСР была образована Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика, с административным центром в Оренбурге. Судя по всему, даже большевики не осмелились пойти на такую откровенную наглость и в 1925 году Оренбург был включен непосредственно в состав РСФСР. В том же году Киргизская АССР была переименована в Казахскую, а в 1936 году она была исключена из состава РСФСР и стала отдельной ССР.
Одним из главных направлений советской политики в Казахстане стало изъятие земель у русских переселенцев и передача из казахам. Сначала советская власть запретила крестьянское переселение в Среднюю Азию постановлением Совнаркома Киргизской автономной советской социалистической республики от 8 ноября 1920 года. Декреты от 2 февраля 1921 года и от 19 апреля того же года передавали казахам следующие земли:
Не освоенные переселенцами до февраля 1921 года в Акмолинской, Кустанайской, Тургайской, Семипалатинской и Уральской губерниях;
Сданные в долгосрочную аренду дворянам, капиталистам и монастырям;
Переданные имперскими властями в вечное пользование за службу Сибирскому и Уральскому казачьим войскам.
В 1921 году в Семиречье было ликвидировано 127 «кулацких» хозяйств, из них: 82,7% в Пишпекском уезде, 7,9% – в Лепсинском, 6,3% – в Верненском, 3,1% – в Каракольском; ликвидировано и расселено русских переселенческих посёлков в целях устранения препятствий водопользованию и землепользованию туземного населения – 15, в том числе в Каракольском – 7, в Нарынском – 8. В 1922 году ликвидировано уже 1341 кулацкое хозяйство, из них: в Лепсинском уезде – 61,1%, в Джаркентском – 27,6%, в Алма-Атинском – 7%, в Талды-Курганском – 4,2%. Ликвидировано и расселено русских селений – 54, в том числе в Лепсинском – 20, Талды-Курганском – 19, Джаркентском – 6, Пишпекском – 5, Джаркентском – 6, Алма-Атинском – 4. Изъято т.н. излишков из переселенческих наделов: в 1921 году – 26 810 десятин, в 1922 году – 21 408 десятин. Из 785 891 десятин (858 979 га) казачьих земель, органами советской власти было принудительно изъято 277 419 десятин (303 219 га), или 35,3%.
Всего в фонд землеустройства киргизского населения было передано свыше 1 млн. десятин земли, из них только в первый год «реформы» (1921) в пользу кочевых аулов поступило свыше 300 000 десятин земли. У семиреченского казачества и у казаков, проживавших в соседней Сыр-Дарьинской области, в пользу киргиз было изъято 160 000 десятин земли. Всего в 1921-1922 годах в ходе реформы было изъято у русского населения 460 000 десятин земли, только в 1922 году у казачества изъято 134 500 десятин земли.
Подобный передел собственности провоцировал множество межэтнических конфликтов. Более того, сопротивлялись даже руководящие органы — в июне 1921 года Уральский губернский комитет отказался возвращать казахскому населению 10-ти верстную полосу по левому берегу Урала и со ссылкой на ущемление прав трудового казачества просил выделить Уральскую губернию из состава Казахской АССР. За это руководство губернии было снято с работы. В Семипалатинской области поступили еще жестче — там руководящих партийных работников, которые отказались проводить землеустройство казахского населения, арестовали и отдали под суд.
В автономиях РСФСР
Стоит напомнить, что сама РСФСР не представляла из себя «русскую республику» в составе СССР. Тем не менее, своего рода коренизация в русских областях проходила — русских детей учили русскому языку и обучали какой-никакой русской культуре, хоть и в весьма урезанном и советском виде. Однако, у русских не было ни своей компартии, ни академии наук, а сама РСФСР была федеративным государственным образованием, включавшим в себя множество национальных автономий.
Во всех этих автономиях шел местами разный, но примерно одинаковый процесс коренизации. В различных автономных республиках издавались декреты и указания о введение национальных языков в официальное делопроизводство, в среднее образование и т.д. Здесь достаточно просто привести небольшой и краткий список некоторых созданных автономий, чтобы понять масштаб проводимой политики:
Башкирская АССР создана 23 марта 1919 г. В 1922 г. Башкирии были переданы все районы Уфимской губернии, и ее столицей стала Уфа.
Татарская АССР была создана 27 мая 1920 г. на территории бывшей Казанской губернии со столицей в Казани.
Крымская АССР создана 18 октября 1921 г. В июне 1945 г. ее статус был понижен до области. В 1954 г. Крымская область была передана Украине.
Вотская АО создана 4 ноября 1920 г. В 1932 г. переименована в Удмуртскую АО. Статус АССР получила в 1934 г.
Калмыцкая АО также создана 4 ноября 1920 г. До 1927 г. ее столицей была Астрахань, потом центр перенесли в Элисту. Статус АССР получила в 1935 г.
Марийская АО тоже возникла 4 ноября 1920 г. Статус АССР получила в 1936 г.
Чувашская АО создана 24 июня 1920 г. Статус АССР получен в 1925 г.
Коми АО создана 22 августа 1921. Статус Коми АССР получила в 1936 г.
Черкесская (Адыгейская) АО создана 27 июля 1922 г. Уже через месяц после создания переименована в Адыгейскую (Черкесскую) АО. С 1928 г. называлась просто Адыгейской АО (поскольку Черкесская АО была создана в другом месте, см. выше). Центром этой АО некоторое время был Краснодар. Город Майкоп был присоединен к АО и стал ее центром в 1936 г.
Мордовская АО создана 10 января 1930 г. (с 1928 г. — Мордовский округ). Получила статус АССР в 1934 г.
Хакасская АО создана 20 октября 1930 г. Ранее, с 1924 г. это был национальный уезд Енисейской губернии, с 1925 г. — национальный округ. Статус не повышался.
Чечено-Ингушская АО создана 15 января 1934 г. за счет объединения Чеченской и Ингушской АО. Статус АССР получила в 1936 г.
Еврейская АО создана 7 мая 1934 г. после переселения части евреев на Дальний Восток. Статус не повышался.
Трудовая коммуна немцев Поволжья создана 19 октября 1918 г. Повысила свой статус до АССР 19 декабря 1924 г. Ликвидирована в 1941 г.
Карельская трудовая коммуна возникла 8 июня 1920 г. Статус АССР получила 25 июля 1923 г. Далее некоторое время была союзной республикой (1940—1956 гг.)
И так далее. Подробный список прочитать можно здесь.
Во время катастрофы девяностых, после значительного ослабления советской власти на местах, в созданных большевиками государствах и автономиях начался настоящий геноцид русского населения, о котором не принято говорить. Об этом вам не расскажут в школе, данные события не увековечены в музеях или памятниках.
«В этот период в Ичкерии осуществляется настоящий геноцид русскоязычного населения — многочисленные убийства, изнасилования, разграбление домов и квартир, угон автотранспорта. Вот характерное народное творчество того времени: «Не покупайте квартиры у Маши, они всё равно будут наши!». Или такое: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы!». «Если бы страна знала о тех зверствах, которые происходили в Чечне в те годы в отношении нечеченского населения, она бы содрогнулась», — напишет много позднее бывшая жительница Грозного. Также из республики изгоняются все нелояльные режиму Дудаева чеченцы. Нужно ли говорить, что режим Ельцина бросил всех беженцев на произвол судьбы».
«…с приходом к власти Дудаева мы из хозяев района превратились в жителей резервации. За эти три года выгнаны все русские руководители хозяйств. Колхозы и совхозы разворованы. Уничтожаются лесополосы, разворованы телеграфные столбы. Населённые пункты переименованы без нашего согласия. Нас лишили выходного дня в воскресенье, а сделали выходным днём пятницу. У нас не было официального обмена денег, нам не дали ваучеры. Преподавание в школе ведётся на чеченском языке, а сами школы (оборудование) расхищено. Мы не получаем заработную плату, старики пенсии. Мы постоянно слышим предложения и угрозы убираться в Россию…»
Министерство по делам национальностей России в июле 1999 года сообщило, что в Чечне с 1991 по 1999 годы было убито более 21 тыс. русских (без учета военных действий), захвачено более 100 тыс. квартир и домов, принадлежащих представителям нечеченских этносов, более 46 тыс. человек были фактически превращены в рабов. У них отбиралось имущество и паспорта при попустительстве республиканских и федеральных властей.
«Согласно докладу председателя Русской общины Азербайджана Михаила Забелина, на 2004 год в стране осталось около 168 тысяч русских, тогда как на первое января 1979 года в Азербайджане проживало около 476 тысяч граждан русской национальности, в 22 районах республики насчитывалось около 70 русских населённых пунктов и поселений. В 1989 году в Азербайджане проживало 392 тысячи русских (не считая других русскоязычных), в 1999 году — 176 тысяч…»
Особенно выделился Таджикистан. В начале девяностых страну захлестнули антирусские настроения, вылившиеся в этнические чистки и массовые беспорядки.
«Это заявление, а также стихийные погромы, идущие по всему Таджикистану, вызвали массовое бегство русских из республики. Русские не относились ни к каким землячествам и оказались беззащитны в условиях разгула преступности — тем более что лозунги улицы быстро радикализировались и приобретали религиозный оттенок. Благодаря военным многие из этих людей сумели покинуть страну относительно благополучно, однако на родине их ждала тяжелая жизнь беженцев. По данным российских властей, к апрелю 1993 года из Таджикистана бежали более трехсот тысяч славян (всего до войны — 388 тысяч)».
«В феврале 1990 года в Душанбе начались массовые митинги. Молодёжь, подстрекаемая фанатично настроенным духовенством, призывала к расправе над русскоязычным населением. Вооружённые толпы осаждали здание ЦК КП Таджикистана, громили и поджигали магазины, киоски, машины, дома. Людей били палками, камнями, железными прутьями. Было много убитых и раненых».
К 90-му году в Таджикистане проживала самая южная русская община бывшего СССР, которая насчитывала 437 тысяч человек. К 2010 году численность проживающего на территории незалежного Таджикистана русского населения составила всего 34 тысячи человек.
Этнические чистки, выдавливание и дискриминация русского населения охватили Среднюю Азию, Кавказ, Молдавию и некоторые национальные автономии РСФСР. Так, количество русских в Татарстане и Якутии планомерно снижалось. Если в 1989 году русские составляли 50% населения Якутии, то в 2010 они начали составлять менее 40%.
Стоит также отметить, что многочисленные военные конфликты на территории бывшего СССР являются по сути своей разорвавшимися снарядами отложенных «на потом» или искусственно созданных национальных противоречий. Таким образом, можно выделитьконфликт в Нагорном карабахе, Осетино-ингушский конфликт, войну в Приднестровье, Грузино-осетинские и грузино-абхазские конфликты, Гражданскую войну в Таджикистане, Чеченские войны и, разумеется, войну на Донбассе.
Большевики создали тоталитарную систему чудовищной асимметрии между русским и нерусским населением. Система закрепляла искусственное неравенство, воплощала его в жизнь прямиком из статей Ленина и прочих коммунистических деятелей. Советская национальная политика стала своего рода предтечей современных SJW, но в вооруженной, и куда более изощренной форме. Она объявляла русский народ «коллективным преступником», держимордой, бандитом и палачом.
Большевики стремились создать из русского народа бесформенную и бессознательную массу, клей, «советский народ». Они сделали из России «пустое вместилище», перекроили ее, разрезали на части и сделали лоскутным одеялом. Осмелюсь заявить, что даже европейцы в Африке проводили более грамотные государственные границы, нежели большевики.
Что это, если не изощренная форма геноцида, если не бомба замедленного действия, заложенная под русских, живущих в новообразованных «братских республиках»? Что это, если не организованная сверху провокация и системная большевистская русофобия?
Коренизация стала воистину безумным национальным экспериментом, который кончился продолжением русского геноцида — волной этнических чисток, погромов и выселения русского населения из братских советских республик. Ведь Таджикистан — для таджиков, Узбекистан — для узбеков, Чечня — для чеченцев, а для кого же Россия? Россия для всех.
Литература:
В. И. Ленин — «К вопросу о национальностях или об «автономизации» ; Продолжение записок. 30 декабря 1922 г».
В. И. Ленин — «О национальной гордости великороссов».
В. И. Ленин — «О праве наций на самоопределение».
«Двенадцатый съезд РКП(б). 17-25 апреля 1923 года: Стенографический отчёт».
И. В. Сталин — «Национальные моменты в партийном и государственном строительстве: Тезисы к XII съезду РКП(б), одобренные ЦК партии».
Е. Ф. Карский — «Белорусы».
М.П. Касцюк, У.Ф. Исаенка, Г.В. Штыхаў — «Нарысы гісторыі Беларусі ў 2-х частках».
Статья «Вражда из-за языка» 1926 г.
Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об извращении национальной политики ВКП(б) в Белоруссии». 2 марта 1933 г.
Казиев С. Ш. — «Советская национальная политика и проблемы доверия в межэтнических отношениях в Казахстане».
Мартин Т. — «Империя "положительной деятельности". Нации и национализм в СССР. 1923-1939».
Евгений Норин — «Незнаменитая война в Таджикистане».