«Багратион»: поражение вермахта, превзошедшее даже сталинградское

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2019-06-24 00:34


Постсоветских пространство. Новости государств бывшего СССР

В ряду крупнейших событий, которые мы вспоминаем в преддверии 75-й годовщины Великой Победы, за Белорусской стратегической наступательной операцией 23 июня – 29 августа 1944 г. (кодовое название – «Багратион») – особое место. Именно здесь, на многострадальной земле Белоруссии, Красная армия взяла убедительный реванш за поражения, которые летом 1941 г. потерпели здесь войска Западного фронта.  

Общая численность войск, привлеченных к операции, составляла более 2,4 млн. человек, на их вооружении было 36 тыс. орудий и минометов, 5,2 тыс. танков и САУ. Именно такими силами располагали 1-й Прибалтийский (командующий генерал армии И.Х. Баграмян), 3-й Белорусский (генерал армии И.Д. Черняховский), 2-й Белорусский (генерал армии Г.Ф. Захаров), 1-й Белорусский (генерал армии К.К. Рокоссовский) фронты и Днепровская военная флотилия (капитан 1-го ранга В.В. Григорьев). С воздуха операцию поддерживали 5,3 тыс. самолетов пяти воздушных армий и еще 1507 самолетов авиации дальнего действия и авиация войск ПВО страны. Был и пятый «фронт» – партизанский: к началу операции на оккупированной территории республики действовало 14 партизанских объединений общей численностью почти 150 тыс. человек.

Советским войскам противостояла группа армий «Центр» (генерал-фельдмаршал Э. фон Буш). Вместе с правофланговыми соединениями 16-й армии группы армий «Север» и левофланговыми частями 4-й танковой армии группы армий «Северная Украина» она насчитывала 1,2 млн. человек, 9,5 тыс. орудий и минометов, 900 танков и штурмовых орудий. Их поддерживали около 1350 самолетов. Преимущество, и значительное, как видим, было на стороне Красной армии. В этих условиях враг уповал на заранее подготовленную эшелонированную оборону глубиной до 250–270 км. Высшее командование приказало фон Бушу любой ценой удерживать т.н. белорусский «балкон» (выступ), откуда шли кратчайшие пути к границам Германии.

Тщетно! В ходе крупномасштабного наступления от войск вермахта были очищены полностью Белоруссия, значительная часть Литвы и Латвии, наши войска вступили на территорию Польши. Была разгромлена группа армий «Центр» – та самая, которая в 1941 г. надеялась триумфально пройти маршрутом Минск – Смоленск – Москва. В результате были созданы благоприятные предпосылки для наступления на львовско-сандомирском направлении, в Восточной Пруссии и для последующего удара на варшавско-берлинском направлении.

Белорусская наступательная операция показала, насколько за годы войны выросло советское военное искусство. Начать с того, что гитлеровское командование так и не смогло точно определить, в какие сроки и на каком участке фронта Красная армия будет наступать летом 1944 г. Средствами маскировки и умелой дезинформацией удалось прикрыть развертывание огромной группировки войск (четыре общевойсковые, две танковые и воздушная армии, соединения Войска Польского, а также 11 авиационных, пять танковых, два механизированных, четыре кавалерийских корпуса, десятки отдельных частей) и настолько дезориентировать врага, что тот до самого последнего дня был уверен: с нашей стороны первый летний удар последует на Украине или в Карелии, но не в Белоруссии.

Нестандартно, изобретательно действовали Ставка ВГК и наши полководцы. Значительно более умелыми, чем ранее, были их действия по выбору направлений главных ударов фронтов, участвовавших в операции, и по координации их взаимодействия. Вот что пишет по этому поводу генерал армии М.А. Гареев: «Много было поучительного в обеспечении скрытности подготовки операции и внезапности действий. Например, К. Рокоссовский и И. Баграмян на некоторых направлениях наносили удары на самых трудных участках местности и добивались успеха только потому, что противник этого не ожидал. Особенно отличился творчеством и изобретательностью самый молодой командующий фронтом И. Черняховский. Он все делал не по стандартным правилам военного искусства, а так, чтобы его действия в максимальной степени учитывали особенности сложившейся обстановки и были неожиданными для противника».

В результате одна фронтовая наступательная операция перерастала в другую (из них наиболее удачными были Витебско-Оршанская, Могилёвская, Бобруйская, Минская и Вильнюсская), а в целом все они сложились в общее стратегическое наступление, давшее столь значительные результаты. В районах Витебска, Бобруйска и Минска были окружены и уничтожены крупные немецкие группировки. Особенно впечатляющим было окружение восточнее Минска соединений 4-й и 9-й немецких армий численностью свыше 100 тыс. солдат и офицеров. В боях противник потерял свыше 70 тыс. человек убитыми и около 35 тыс. пленными, в том числе 12 генералов.

Успехом в Белорусской наступательной операции Советский Союз в первую очередь был обязан себе. Тем не менее мы не забываем, что с блоком нацистских государств и их сателлитов СССР воевал не в одиночку. В преддверии операции «Багратион» наши западные союзники начали высадку войск в Нормандии. Операция «Оверлорд» (6 июня – 24 июля 1944 г.) означала открытие так долго ожидавшегося второго фронта против гитлеровской Германии в Европе.

Синхронность этих двух операций не была случайной. Советский Союз подчинил свои военные усилия интересам коалиционной стратегии. За день до начала операции «Оверлорд» И.В. Сталин сообщал У. Черчиллю: «Летнее наступление советских войск, организованное согласно уговору на Тегеранской конференции, начнется к середине июня на одном из важных участков фронта. Общее наступление советских войск будет развертываться этапами путем последовательного ввода армий в наступательные операции. В конце июня и в течение июля наступательные операции превратятся в общее наступление советских войск».

С момента Белорусской операции, скоординированной по срокам с открытием второго фронта, крах Третьего рейха, зажатого в тиски армиями антигитлеровской коалиции, стал неминуем. 

Впечатляющий итог Белорусской наступательной операции подвел стратег из лагеря противника. Начальник штаба Западного фронта генерал З. Вестфаль вынужден был признать под давлением неопровержимых фактов: «В течение лета и осени 1944 г. немецкую армию постигло величайшее в ее истории поражение, превзошедшее даже сталинградское. 22 июня русские перешли в наступление… Противник во многих местах прорвал фронт группы армий "Центр", и, поскольку Гитлер строго-настрого запретил эластичную оборону, эта группа армий была ликвидирована. Лишь рассеянные остатки 30 дивизий избежали гибели и советского плена».


Источник: www.ritmeurasia.org