В Харькове уже неделю идёт «война граффити» из-за закрашенного вандалами стрит-арта.
В 2016 году известный украинский художник Гамлет Зиньковский нарисовал граффити на трансформаторной будке в Харькове. На ней автор работы изобразил гигантскую ладонь со стоящим на ней человеком и надпись рядом: «Кажется, я нашёл себя... Не потерять бы его».
Зиньковский — постоянный участник местных и международных выставок уличного искусства. В 2013 году он представлял Украину на 53-ей Венецианской биеннале, а Харькове у него более десятка работ. Художник рассказывал журналистам, что не всем в городе по вкусу его работы: «Помню, несколько харьковских старушек говорили мне, что их подворотня и так серая, а тут ещё и мой рисунок. Просили, чтобы я нарисовал хотя бы котика. Ну, я и нарисовал — белого кота на сером фоне. Им не понравилось».
Граффити «Кажется, я нашёл себя» продержалось на стене почти два года, но в ночь на 5 сентября 2018 года неизвестные замазали его серой краской. Вандалы не особо скрывались: в соцсетях появилось несколько фотографий процесса.
Художник заявил, что это сделала группа жильцов из дома напротив стены. По его словам, одна семья неоднократно жаловалась на рисунок и требовала его закрасить. В паблике «Жить в Харькове» добавили, что вандалы посчитали рисунок «шизофренией, а не искусством».
Идти бить этих людей — не буду, это грозит уголовной и административной ответственностью. Подать на них в суд? Нет. Пусть город защищает мои работы, раз ими гордятся. Больше всего бесит, что мои знакомые видели, как уничтожают работу, но никто ***** [ничего] не сделал.
Так уже было в 2014 году, когда уничтожили картины в арках на Пушкинской. Раздражает вот эта тухлость людей и нежелание вмешиваться.
— Гамлет Зиньковский, художник
Действия жильцов дома в Харькове спровоцировали «войну граффити». Утром 6 сентября на месте работы Зиньковского появилась нецензурная надпись «*** [Пенис]. Так лучше?».
На этот раз надпись оперативно закрасили уже городские службы, но уже вечером 6 сентября там появилась фраза: «Какой Харьков — такой и Бэнкси».
Стену снова закрасили, но это только подстегнуло неизвестных активистов. 7 сентября там появилось «окно в серый мир», а позже — другие надписи и граффити. В соцсетях прозвали стену в Харькове «стеной срача», а в Интаграме появился аккаунт, фиксирующий хронику «боевых действий».
Так выглядела «стена срача» 8 сентября, но коммунальные службы снова всё закрасили. «Теперь довольны?», — написал на трансформаторной будке один из активистов.
8 сентября стена снова стала серой, но на ней появились листы с рисунками оригинального стрит-арта Зиньковского и призывом «делать искусство, а не войну».
Но в тот же день добавилась очередная надпись: «Стена срача тоже плачет».
И призыв к коммунальным службам.
9 сентября пользователи «Пикабу» сообщили, что к стене приехали несколько мужчин с удостоверениями милиции. Они сразу же стали частью «войны граффити», правда, с помощью фотошопа.
К 10 сентября стену снова сделали серой, но ненадолго. И война до сих пор не окончена.