Иосиф Кобзон родился 11 сентября 1937 года в городе Часовом Яре (Сталинская область) в еврейской семье. В конце 1939 года семья переехала во Львов, где его отец Давид Кунович Кобзон был назначен начальником отдела кадров конфетной фабрики имени С. М. Кирова. В начале войны вся семья была эвакуирована в Узбекистан (отец и мать Ида Исаевна Шойхет с тремя сыновьями, бабушкой и братом-инвалидом, а также бабушка, дедушка и дядя со стороны отца). Конечным пунктом их назначения стал город Янгиюль под Ташкентом. Оттуда отец ушёл на фронт политруком, в 1943 году он был сильно контужен и после лечения демобилизован, но к семье не вернулся. Встретив другую женщину, он женился на ней и навсегда остался в Москве.
В 1944 году семья вернулась на Украину — в Краматорск. Там же Иосиф пошёл в первый класс средней школы № 6. В 1946 году мать повторно вышла замуж за бывшего фронтовика Моисея Моисеевича Раппопорта, работавшего завмагом на Троицком рынке. Так у Иосифа появилось ещё два сводных брата и сестра. В конце 1940-х годов семья переехала в Днепропетровск, где до 1957 года снимала комнату у отставного полковника в одноэтажном домике по улице Димитрова, 16.
В 1956 году окончил Днепропетровский горный техникум. Его первые публичные выступления состоялись на сцене техникума, где он исполнял песни дуэтом с будущим чемпионом Украинской ССР по бадминтону Борисом Баршахом. Во время учёбы увлёкся боксом, выиграл первенство Днепропетровска среди юношей, затем чемпионат Украины, но бросил спорт, после того, как первый раз оказался в нокауте. Учился в техникуме в основном на четвёрки и получал значительную по тем временам стипендию — 180 рублей.
С 1956 по 1959 год служил в армии, где был приглашён в ансамбль песни и пляски Закавказского военного округа. Его учителем пения после увольнения в запас из армии стал Леонид Терещенко, руководитель хора Днепропетровского дворца студентов. Он готовил его к поступлению в Одесскую консерваторию. Терещенко вспоминал:
После хоровых упражнений мы занимались по индивидуальной программе. Вхожу, а мой ученик стоит на сцене у моего друга Виктора Фальковского и исполняет песню, при этом так напрягает горло — ужас! Старается звучать должным образом на фоне эстрадной «меди»! Я ему говорю: «Горлань на здоровье, но голос ты посадишь». Ему же нельзя было надрываться до того, как окончательно поставит вокал, который звучал день ото дня лучше. И эстраду он петь тогда перестал.
Чтобы помочь ученику, Терещенко устроил его в бомбоубежище Днепропетровского химико-технологического института протирать спиртом противогазы, с окладом 50 рублей. Там певец и проработал до своего отъезда в Москву.
В 1959 году после армии в Москве Кобзон поступал сразу в несколько учебных заведений: Гнесинку, Консерваторию, ГИТИС, Мерзляковское училище. Он поступил на вокальный факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
С 1959 года работал в Цирке на Цветном бульваре в программе Марка Местечкина вокалистом, где исполнял песню «Мы — артисты цирковые…», что позволило поначалу решить материальные проблемы и дало возможность видеть настоящий творческий труд. Кобзон пригласил своего сокурсника Виктора Кахно, и они начали работать вместе, в их репертуаре появились песни композиторов Аркадия Островского, Долуханяна, Фрадкина, Френкеля, Пахмутовой, Колмановский, Эдуард Савельевич, Мурадели, Туликова и др. Стали выступать в Колонном зале Дома Союзов и в Доме композиторов. Ректор института поставил вопрос о необходимости выбора или постоянных выступлений, или учёбы. Кобзон бросил институт и стал работать самостоятельно, поехал с сольными концертами на Дальний Восток и в Сибирь.
В 1959—1962 годах Иосиф Кобзон — солист Всесоюзного радио, в 1962—1965 годах — солист-вокалист Госконцерта, в 1965—1989 годах — солист-вокалист Москонцерта.
В марте 1962 года в передаче «С добрым утром!» появились первые песни дворового цикла: «А у нас во дворе…» Аркадия Островского в исполнении Кобзона. В том же 1962 году Кобзон впервые появился на Всесоюзном телевидении, исполнив в одном из выпусков «Голубого огонька» песню А. Н. Пахмутовой «Куба — любовь моя».
В июле 1964 года в городе Грозный состоялся Первый музыкальный фестиваль Чечено-Ингушской АССР, куда приехал и Кобзон. 25 февраля 1965 года в газете «Советская Россия» вышел фельетон Ю. Дойникова «Лавры чохом», где Президиум Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР критиковался за присвоение Кобзону звания заслуженного артиста республики, несмотря на то, что он пробыл там лишь несколько дней. В итоге Кобзона отстранили от теле- и радиоэфира, ему запрещено было давать концерты в Москве; опала длилась больше года.
В 1964 году, после появления в эфире песни Аркадия Островского «А у нас во дворе», к Кобзону пришла всесоюзная популярность. В том же году он стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады.
С начала 1970-х годов вёл сольную карьеру. Самый первый выпуск «Песни года» (1971 год) открывался песней Оскара Фельцмана и Роберта Рождественского «Баллада о красках» в исполнении певца.
С 1984 года работал художественным руководителем вокально-эстрадного отделения Музыкально-педагогического института имени Гнесиных и преподавал там эстрадный вокал (с 1993 года — профессор). Среди его выпускников — эстрадные певицы Ирина Отиева, Валентина Легкоступова, Валерия.
11 сентября 1997 году в честь 60-летия со дня своего рождения дал юбилейный концерт «Я песне отдал всё сполна» в ГЦКЗ «Россия», который продолжался более 10 часов.
11 сентября 2007 года отпраздновал 70-летие в Государственном Кремлёвском дворце, которому предшествовала серия юбилейных концертов по всем столицам республик бывшего СССР.
В 2012 году заявил, что закончит свою концертную деятельность в день своего 75-летия 11 сентября 2012 года сольным концертом в Государственном Кремлёвском дворце.
Репертуар певца включал наиболее известные песни — патриотические, гражданские советские и комсомольские песни, повествующие о трудовых и воинских подвигах народа; песни, посвящённые Великой Отечественной войне, классические романсы, некоторые оперные и опереточные арии и ариозо. Выступал также с русскими, украинскими и еврейскими народными песнями. Всего более трёх тысяч песен.
В 1980-х годах записал на грампластинки и вернул слушателям большое количество лирических и шуточных песен 1930-х годов из репертуара В. Козина, И. Юрьевой, К. Шульженко, К. Сокольского, А. Погодина, Г. Виноградова.
В репертуар входили многие песни из созданных И. Дунаевским, М. Блантером, братьями Покрасс, А. Новиковым, В. Соловьёвым-Седым, М. Фрадкиным, О. Фельцманом, С. Туликовым, А. Пахмутовой, Д. Тухмановым и другими советскими композиторами.
В 1960-х годах сформировалась исполнительская манера певца — сочетание техники бельканто с непринуждённостью, вниманием к слову, к поэтической интонации. Певческий голос полностью оформился к 1970-м годам. Звукозаписи 1960-х показывают, что в самом начале карьеры (конец 1950-х — 1960-е годы) Кобзон пел другим звуком, нежели в 1970-е и более поздние годы. Начинал карьеру в дуэте с Виктором Кохно (лирический тенор), репертуар дуэта в основном составляли лирические и гражданские песни Аркадия Островского. Композитор часто сам аккомпанировал певцам на аккордеоне.
Иосиф Давыдович навсегда останется в нашей памяти...
Источник: vk.com