Внук вождей: человек, который всю жизнь учился на ошибках

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2018-08-18 23:05


Вооруженные конфликты. Боевые действия, Новости мира

В субботу, 18 августа, умер бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. О ярких взлетах и болезненных падениях талантливого политика вспомнил портал iz.ru.

Божий дар

У тех, кто говорит на языке акан, есть традиция: называть детей по имени дня недели, в который они родились. 8 апреля 1938 года, в пятницу, в городе Кумаси, в британской колонии Золотой Берег, у внучки вождя фанти Виктории Аннан родилась двойня — мальчик и девочка. Сына назвали Кофи Атта, дочь — Эфуа Атта: оба имени на акан означают «рожденный в пятницу», «атта» означает «близнец». К близнецам в Западной Африке отношение особое: их считают даром господним, которому предназначены великие свершения.

Кофи, как говорят англичане, родился с серебряной ложкой во рту. Его отец Генри Реджинальд был наполовину ашанти и наполовину фанти, мать Виктория — чистокровной фанти, и оба происходили из аристократических и могущественных по местным меркам семей. Народ ашанти вплоть до конца XIX века упорно и успешно сопротивлялся английской экспансии, фанти, наоборот, активно помогали британцам завоевывать соседей. К середине XX века всё это было уже в прошлом: бывшая племенная аристократия активно шла в бизнес и на британскую колониальную службу. Отец Кофи, к примеру, работал менеджером в фирме «Левер Бразерс», занимавшейся экспортом кокосов.

Кофи_1

Фото: Getty Images/Mario Tama

С 1954 по 1957 год Кофи учился в элитной школе-интернате. В год, когда он получил аттестат, Золотой Берег получил независимость и стал государством Гана. Его первый президент Кваме Нкрума исповедовал сложную идеологию — смесь марксизма с панафриканизмом, считал себя социалистом и христианином, мечтал о великой африканской революции и запустил проект по созданию первой ганской АЭС. Помимо всего прочего, Нкрума пытался ограничить власть местных вождей, а это прямо било по интересам семьи Аннан.

Но Аннаны разумно придерживались золотой середины, поддерживая независимость и при этом дистанцируясь от Нкрумы, и не лезли в интриги внутри ганской верхушки, сохраняя при этом богатство и влияние. Так что на жизнь юного Кофи происходящие в стране события повлияли слабо: он начал изучать экономику в университете Кумаси, получил американский грант от фонда Форда, продолжил обучение в Штатах и Швейцарии, получил степень магистра менеджмента. А затем устроился в ООН.

Вождь миротворцев

Биографии функционеров Организации Объединенных Наций редко изобилуют крутыми поворотами: обычно они идут по карьерной лестнице, преодолевая ступеньку за ступенькой, и уходят на заслуженную пенсию в преклонных годах. Жизненный путь Аннана в целом следует этому сценарию — за некоторыми важными исключениями.

К 1992 году, когда генсек ООН Бутрос Бутрос-Гали подписал распоряжение о создании в структуре организации департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ), Аннан уже дорос почти до самого верха: он был заместителем генсека по финансовым вопросам и отвечал за планирование программ. Уход Кофи в новый департамент сперва выглядел как понижение — из замгенсека он стал заместителем директора одного из подразделений. Но всего через год Аннан оказался во главе департамента и взял на себя руководство миссией «Продолжение надежды» в Сомали. Как ожидалось, в ее рамках ооновские миротворцы смогут установить мир в зоне конфликта. Под рукой у Аннана были 28 тыс. человек из 22 стран, включая США. Стартовые условия выглядели неплохо: во время предыдущей операции «Возвращение надежды» миротворцам удалось наладить беспрепятственную доставку в страну гуманитарной помощи, отремонтировать множество дорог, открыть несколько школ и больниц. Достигнутый успех следовало закрепить.

Кофи_1

Солдаты ООН, Сомали, 1992 год.

Фото: Getty Images/Scott Peterson/Liaison

Миссия закончилась чудовищным провалом. Определенную долю ответственности за него нес Аннан — он допустил втягивание миротворцев ООН в боевые действия на одной из сторон и не сумел обеспечить контроль над поведением «голубых касок»: уже после окончания операции появилась информация о том, что они пытали и убивали сомалийцев.

Войска ООН были окончательно выведены из Сомали в марте 1995 года, не добившись ни одной из поставленных целей и потеряв полторы сотни человек погибшими. К тому моменту у Аннана появилась новая головная боль.

Kofi_Annan_1

В субботу, 18 августа, на 81-м году жизни скончался седьмой генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Он родился 8 апреля 1938 года в английской колонии Золотой Берег, которая в 1957 году стала независимым государством Гана. Аннан возглавлял организацию с 1997 по 2006 годы. В 2001-м он стал лауреатом Нобелевской премии мира за вклад в создание более организованного и прочного мира во всем мире. О том, как и с кем работал генсек, — в галерее портала iz.ru. 

Фото: Getty Images/Micheline Pelletier/Sygma

Kofi_Annan_1

Президент общества дружбы «Гана–СССР» Кофи Аннан во время пресс-конференции с журналистами в Доме дружбы в Москве. 29 марта 1963 года.

Фото: ТАСС/Евзерихин Эммануил

Kofi_Annan_1

Кофи Аннан, заместитель генерального секретаря Организации Объединенных Наций по операциям по поддержанию мира. 1993 год.

Фото: TASS/AP/Ed Bailey

Kofi_Annan_1

Первая официальная встреча президента России Бориса Ельцина и генерального секретаря ООН Кофи Аннана. 17 мая 1997 года.

Kofi_Annan_1

Кофи Аннан и Папа Иоанн Павел II. Ватикан, 1997 год.

Фото: REUTERS/Pool

Kofi_Annan_1

Ясир Арафат и Кофи Аннан на ВЭФ в Давосе, Швейцария. 31 января 1999 года.

Фото: TASS/PATRICK AVIOLAT

Kofi_Annan_1

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан в Индонезии, 2001 год.

Фото: REUTERS/Darren Whiteside

Kofi_Annan_1

Кофи Аннан с только что присужденной ему Нобелевской премией мира. Осло, 12 октября 2001 года.

Фото: TASS/HEIKO JUNGE

Kofi_Annan_1

Королева Елизавета II награждает Кофи Аннана почетным орденом Святых Михаила и Георгия. 2007 год.

Фото: Getty Images/Tim Graham/Contributor

Kofi_Annan_1

Нельсон Мандела и бывший генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Йоханнесбург, Южная Африка. 2007 год.

Фото: ТАСС/AP

Kofi_Annan_1

Бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан с переделанным под гитару АК-47. 2007 год.

Фото: REUTERS/Herwig Prammer

Сами разберутся

В 1990 году в Руанде началась гражданская война между представителями двух племенных групп — хуту и тутси. В доколониальные и колониальные времена хуту занимали привилегированное положение; хуту, составлявшие большинство населения страны, стремились отыграться на бывших господах, а те пытались оказать вооруженное сопротивление. Конфликт продлился три года и, казалось, завершился к всеобщему удовлетворению: по соглашению, заключенному при посредничестве ООН, было образовано переходное правительство из хуту и тутси, а бывшие отряды самообороны влились в состав армии. В страну был введен небольшой контингент ООН — в его задачу входила только охрана ключевых объектов.

С января 1994 года командующий миротворцами канадский бригадный генерал Ромео Даллер бомбардировал ДОПМ сообщениями о том, что в стране готовится геноцид. Информатор Даллера сообщил ему, что готовится покушение на президента и что активисты хуту складируют оружие, которым предполагается вооружить боевиков. Когда Даллер запросил командование о разрешении провести рейд и ликвидировать тайники, из ДОПМ пришла бумага за подписью Кофи Аннана: никаких действий не предпринимать, информатора выдать руандийской полиции. Аннан настаивал на невмешательстве: дескать, руандийцы разберутся в своих внутренних делах сами.

Кофи_1

Руанда 1994 год

Фото: ТАСС/Ульяновский Ю

Руандийцы разобрались. 6 апреля 1994 года неизвестные сбили самолет президента Хабиариманы. Активисты хуту обвинили в покушении тутси, после чего началась массовая резня. Жертвами ее, по разным оценкам, стали от полумиллиона до миллиона человек. Миротворцы ООН ничего не могли сделать: их было слишком мало, к тому же в самый разгар бойни Совбез проголосовал за дальнейшее сокращение численности миссии — до 270 человек. Новая миротворческая миссия, МООНПР-2, была отправлена лишь в июле. К тому моменту выжившие тутси сумели организовать сопротивление, разгромить правительственные войска и установить контроль над территорией страны.

Даллер прямо обвинил Аннана в том, что именно его нерешительность не позволила остановить бойню. Спустя 10 лет, в 2004 году, Кофи Аннан признал: «Я мог и должен был услышать тревожные сигналы и организовать всю необходимую поддержку». Многие тогда требовали его отставки, но Аннан устоял.

Разрешение на бомбежку

Еще одним ударом для Аннана стала Босния. Обе стороны во время конфликта обвиняли миротворцев в том, что те помогают противнику. Обвинения, насколько можно судить, были беспочвенными: просто ООН пыталась учесть предыдущие ошибки. На сей раз миротворцы не занимали в конфликте одну из сторон, как это было в Сомали, и пытались действовать оперативно, чтобы не допустить повторения геноцида наподобие руандийского. Более того, ООН заняла демонстративно равноудаленную позицию, не поддерживая ни боснийских мусульман, ни сербов, ни хорватов.

Но избежать бойни не удалось. Случаев кровавых расправ во время боснийской войны насчитывается множество, самым знаменитым стала Сребреница — массовое убийство в июле 1995 года мирного мусульманского населения сербскими ополченцами, мстившими за резню в Кравице двумя годами раньше. Совбез ООН в апреле 1993 года объявил Сребреницу «зоной безопасности», перебросив туда нидерландский батальон, вооруженный легким стрелковым оружием. Когда началось наступление сербов, миротворцы отказались сражаться. Тогда в ООН также звучали призывы отправить главу ДОПМ в отставку.

Кофи_1

Кофи Аннан

Фото: REUTERS/Denis Balibouse

Похоже, именно эта бойня вкупе с осознанием того, к каким последствиям привела нерешительность в руандийском вопросе, заставила Аннана пойти на роковой шаг. 29 августа, когда генсек Бутрос Бутрос-Гали находился в воздухе, американцы потребовали от ООН дать добро на воздушные удары. На тот момент старшим на земле оставался Кофи Аннан, который своей волей снял вето на операцию НАТО. Воздушное наступление, получившее название «Обдуманная сила», остановила сербское наступление (к тому моменту силы боснийских сербов контролировали 70% территории Боснии). В итоге сербы вынуждены были отдать почти треть занятой территории и согласиться на невыгодные для себя условия мира.

«Как только Кофи дал одобрение на воздушную акцию, он превратился в будущего генсека», — откровенничал позже представитель США в ООН Ричард Холбрук. В Вашингтоне давно копилось недовольство Бутросом-Гали: он проводил слишком независимую политику, пытаясь превратить ООН в главного игрока на мировой арене, что не устраивало Соединенные Штаты. Американцы полагали, что определять судьбы мира должна единственная сверхдержава.

В итоге в 1996 году, когда Бутрос-Гали выставил свою кандидатуру на второй срок, он получил 14 голосов в Совбезе ООН. Единственными, кто проголосовал против, были США, категорически отказавшиеся менять свою позицию. Возник кризис. Бутрос-Гали принял решение уйти в отставку, но легче не стало: четыре раза подряд избрание Аннана блокировала Франция, пытавшаяся протолкнуть своего кандидата — Амару Эсси. В конце концов Вашингтону удалось договориться с Парижем, и Аннан прошел, став первым чернокожим генсеком ООН.

Последний урок

На посту генсека Кофи Аннану пришлось нелегко. С одной стороны, становиться американской марионеткой он не мог и не хотел; с другой — идти на конфронтацию со Штатами, фактически сделавшими его главой ООН, означало конец политической карьеры. В итоге Аннан непрерывно лавировал: к примеру, когда начались американские бомбежки в Югославии, генсек их, с одной стороны, поддержал («бывают времена, когда необходимо применить силу, чтобы сохранить мир»), с другой — посетовал, что США и их союзники не заручились согласием Совбеза ООН (которого бы они явно не получили).

Эту линию Аннан продолжал до самого конца пребывания в должности генсека, с каждым годом позволяя себе всё громче критиковать американцев (как, например, во время вторжения в Ирак в 2003 году).

Кофи_1

Кофи Аннан и президент Сирии Башар Асад.

Фото: REUTERS/SANA

Последним значимым ходом Аннана — уже после его отставки с поста генсека, когда он был назначен представителем ООН по Сирии, — был его знаменитый «план из шести пунктов», выдвинутый весной 2012 года. В нем, вопреки давлению западных держав, отсутствовало требование отставки Башара Асада.

Тон западных публикаций резко изменился. Если раньше Кофи Аннан был для Запада «представителем всего мира на темной стороне, взявшим на себя тяжкий труд вести переговоры с бандитами, полевыми командирами и диктаторами», то теперь он превратился в «слабого и подверженного влиянию бывшего генсека, прикрывающего кровавые чистки Асада». Но Аннан остался непреклонен: после того как план сорвался, он предпочел подать в отставку. Похоже, под конец жизни внук вождей выучил свой урок.


Источник: iz.ru