TANAP создает условия для диверсификации поставок энергоносителей в Европу, но не более того

 

НОВОРОССИЯ


Донецк, Краматорск, Крым, Луганск, Мариуполь, Новости ДНР, Новости ЛНР, Новости Новороссии, Приднестровье, Ситуация на блокпостах, Славянск, Широкино,

ОПОЛЧЕНИЕ НОВОРОССИИ


Сводки от ополчения Новороссии, Алексей Мозговой, Ополченец Гиви , Ополченец Моторола, Светлодарская дуга, Сводки Басурина,

ЛЮДИ


Адекватные политики запада, Игорь Стрелков,

СОБЫТИЯ


Бои за донецкий аэропорт, Дебальцевский котел, Константиновка, Марьинка, Отставка и арест А. Пургина, Переговоры в Минске, Расстрел автобуса под Волновахой, Стрельба в Мукачево,

ОРГАНИЗАЦИИ


Антимайдан,

УКРАИНА


Геническ, Днепропетровск, Запорожье, Киев, Киевская хунта, Комитет спасения украины, Николаев, Одесса, Подкарпатская русь, Правый сектор, Убийство Бабченко, Украина, УПЦ, Харьков,

ДНР


Горловка
Дебальцево
Ясиноватая

В МИРЕ


Вооруженные конфликты
Новости Белоруссии
Новости мира
Постсоветских пространство
Цветные революции




Война на Украине
 


2018-06-17 00:14


Антимайдан

13 июня президенты Турции, Азербайджана, Сербии и Украины торжественно запустили Трансанатолийский газопровод (TANAP), который на сегодняшний день является едва ли не единственным альтернативным России маршрутом поставки газа в страны Евросоюза.

Присутствие глав четырех стран, а также лидера непризнанной Турецкой республики Северного Кипра должно было подчеркнуть международный характер проекта. Однако представители ЕС, для снабжения которого в основном и предназначен новый газопровод, в торжественной церемонии почему-то не участвовали. А присутствие президента Украины, которая к проекту TANAP никакого отношения не имеет, вообще выглядело странным. Объяснялось оно, как выяснилось в ходе выступления П. Порошенко, его настойчивым желанием получить азербайджанский газ в обход России, через Турцию, Болгарию и Румынию. Впрочем, заявленных объемов поставок может не хватить даже одной Украине, не говоря уже о Европе в целом.

Строительство газопровода из бассейна Каспийского моря через Турцию на Балканы и далее в Европу – старая идея. Осуществить ее в самых разных вариантах пытались со времени распада СССР, когда республики Закавказья и Средней Азии получили возможность самостоятельно экспортировать свои нефтегазовые ресурсы. В продвижении таких проектов ведущую роль играли США и Великобритания, стремившиеся обеспечить транспортно-коммуникационную независимость южных стран СНГ от Москвы и вырвать их из сферы российского влияния. Тем самым Вашингтон и Брюссель стремились противодействовать евразийской интеграции и максимально ослабить Россию. Не случайно в декларациях, которые США подписывают со странами СНГ, до сих пор неизменно присутствует пункт о поддержке их независимости.

В «нулевые» годы США сыграли ключевую роль в строительстве двух крупных трубопроводов, маршрут которых пролегал через Турцию в обход территории России: нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан, запущенного в 2006 г., и газопровода Баку–Тбилиси–Эрзурум, введенного годом позже. Оба трубопровода стали первыми независимыми от РФ маршрутами транспортировки углеводородов из бассейна Каспийского моря на внешние рынки. Правда, ни к каким крупным геополитическим сдвигам в южной части СНГ завершение их строительства не привело. Все дело в том, что нефтяных и газовых ресурсов Азербайджана для обеспечения их полноценной работы недостаточно, а продолжить строительство через Каспий в сторону Казахстана и Туркмении мешала неурегулированность правового статуса Каспийского моря.

Подключить к экспорту газа в страны ЕС Туркменистан активно пытался с начала нулевых годов при помощи проекта газопровода «Набукко», который должен был пройти через Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию до Австрии и Германии. Переговоры по его строительству велись более 10 лет. Предполагалось, что проектная мощность «Набукко» составит до 32 млрд. кубометров в год, что позволило бы составить серьезную конкуренцию «Газпрому». Германские фирмы даже успели приступить к проектно-изыскательским работам в Туркмении. Но когда стало ясно, что построить газопровод по дну Каспийского моря не удастся, так как против этого категорически возражают Иран и Россия, все работы в этом направлении были прекращены. И в 2013 г. проект «Набукко» был свернут в пользу гораздо более скромного, но реалистичного проекта Трансанатолийского газопровода.

TANAP, о строительстве которого было объявлено в 2011 г., фактически должен стать расширением газопровода Баку–Тбилиси–Эрзурум, именуемого также Южно-Кавказским газопроводом. Различие между ними заключается в том, что маршрут Трансанатолийского газопровода пройдет не до средиземноморского побережья Турции, а до границы с Грецией. Его продолжением станет Трансадриатический газопровод (TAP), который пройдет через Грецию и Албанию в Италию. Все три газопровода – Южнокавказский, Трансанатолийский и Трансадриатический – образуют Южный газовый коридор, который и должен обеспечить доставку каспийского газа в Европу. Помимо Греции еще одну ветку планируется проложить из Турции в Болгарию. На нее, видимо, и надеялся П. Порошенко, когда говорил о планах Украины получать азербайджанский газ через территорию Турции, Болгарии и Румынии.

Однако надеждам этим вряд ли суждено сбыться. По крайней мере, настоящей альтернативой «Газпрому» TANAP в ближайшее время стать не сможет. И связано это с проблемой, похоронившей в свое время «Набукко», – нехваткой ресурсной базы. Первые поставки газа в Европу, как заявил на церемонии открытия президент Турции Реджеп Эрдоган, начнутся лишь в июле 2019 г. Но при этом из 16 млрд. кубометров, на прокачку которых рассчитан Трансанатолийский газопровод, 6 млрд. будет оставлять себе Турция. Оставшихся 10 млрд. кубов вряд ли хватит для того, чтобы составить конкуренцию «Газпрому», который в течение прошлого года поставил европейским потребителям в общей сложности 193 млрд. кубометров. Нетрудно подсчитать, что азербайджанский газ составит всего лишь 5% от газпромовского, и этих объемов явно не хватит для того, чтобы поменять ситуацию на европейском рынке.

По планам объемы поставок по Трансанатолийскому газопроводу в будущем вырастут. К 2023 г. они должны увеличиться до 23 млрд. кубов, а к 2026 г. – до 31 млрд. Если таких показателей действительно удастся достичь, то TANAP приобретет масштабы «Набукко», а его присутствие на европейских рынках действительно станет значительным. Но Трансанатолийскому газопроводу в его существующем виде не хватает газа, и перспективы расширения ресурсной базы выглядят пока туманными. Азербайджанское месторождение «Шах-Дениз - 2», которое будет обеспечивать его газом, выполнить эту миссию в полном объеме не сможет. По данным на 2016 г., объем добычи на не нем составил 10 млрд. кубометров, что в полтора раза меньше требуемых объемов. И возможности расширения добычи пока не обнадеживают.

В перспективе объем добычи на «Шах-Дениз - 2» может достичь 16-18 млрд. кубометров в год, что хватит для заполнения первой очереди Трансанатолийского газопровода. Но этих объемов все равно недостаточно для его расширения. К тому же наращивание объемов добычи на «Шах Дениз - 2», по оценкам аналитиков, произойдет лет через семь. Другого же газа у Азербайджана нет. Ресурсной базой для TANAP могла бы стать Туркмения, но здесь опять возникает проблема правового статуса Каспия. Правда, в декабре прошлого года глава российского МИД Сергей Лавров сообщил, что проект конвенции о правовом статусе Каспийского моря почти готов и подписать его планируется в течение 2018 г. Но содержание конвенции пока неизвестно. Заявления о том, что прикаспийские государства достигли в этом вопросе соглашения, добавляют интриги, но как они скажутся на строительстве газопровода – совершенно не ясно.

Непонятно и то, какие объемы в западном направлении готова поставлять сама Туркмения. Ашхабад в этом отношении настроен оптимистично, рассчитывая, что имеющихся запасов хватит и для поставок в Китай, и для обеспечения строящегося газопровода ТАПИ (Туркмения–Афганистан–Пакистан–Индия), и для снабжения «Южного газового коридора». Но, по оценкам российских экспертов, ситуация с ресурсными возможностями Туркмении вовсе не такая радужная, поскольку весь объем газа уже законтрактован Китаем, и особых возможностей для экспорта в ЕС у Ашхабада нет.

Большими запасами природного газа располагает Иран. Однако расположены они в южной части страны, и для их доставки на северо-запад еще нужно построить газопровод. Да и состояние политических отношений Тегерана со странами Запада после выхода США из соглашения по иранской ядерной программе явно оставляет желать лучшего.

По всем этим причинам большой опасности для российского газового экспорта TANAP в настоящее время не представляет. Не случайно В. Путин на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Болгарии Руменом Радевым поддержал «любую экономическую активность в этой сфере», включая диверсификацию поставок энергоносителей в Европу, «потому что это создает рыночные условия для работы».

Рассматривать TANAP как свое геополитическое поражение Москва совершенно не собирается, поскольку «Турецкий поток», даже если его вторая нитка пройдет через Болгарию, явно достигнет европейских рынков раньше. И никаких проблем с ресурсной базой российские газопроводы, в отличие от «Южного газового коридора», не испытывают.


Источник: www.ritmeurasia.org